Галина Овдиенко
Обобщение опыта полодифференцированный подход в физическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
ПОЛОДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Конспект - сценарий образовательной деятельности по физической культуре с использованием полодифференцированного подхода в подготовительной группе «С физкультурою дружны, девочки и мальчики» основывается на примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Соответствует календарному плану. Для более точного полодифференцированного подхода мною были выбраны общеразвивающие упражнения с веревкой и подвижная игра «Стоп». При отборе физических упражнений учитывалась особенность детей возрастной группы, всесторонний анализ их влияния на организм, и сама идея разделить мальчиков и девочек. При этом сложность выполнения заключается в единстве и слаженности подгруппы, синхронности и четкости. Любое замешательство, не внимание, потеря равновесия приводит к остановке всей подгруппы. Занятие пройдет идеально, если будет в нем участвовать две подгруппы, по четному количеству участников, например: 10 мальчиков и 10 девочек. Очень важна слаженность в работе инструктора по ФК и воспитателя, т. к. подгруппы детей распределены между ними.
Публикация «Обобщение опыта полодифференцированный подход в физическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становится проведение гендерных исследований направленных на создание половой идентичности.
Представление о себе как о представителе определенного пола (мужского или женского) начинают формироваться в дошкольном возрасте. От рождения до 6 лет у детей формируется половое самопознание, а от 5-6 лет до 13 лет усвоение половой роли. В физической культуре требования к выполнению одних и тех же движений будут разные:
для мальчиков: четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий;
для девочек: пластичность, выразительность, грациозность, гибкость. Сегодня уже доказано, что различия о поведении мужчин и женщин вызваны и биологическими и социальными факторами. Поэтому разделив детей на подгруппы, каждая может проявить себя, с учетом заложенных половых различий, т. е. генетической программы.
Генеральной линией ФГОС ДОУ является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе освоения им общекультурных норм, способов деятельности, общений. Это делает содержание дошкольного образования базисным, многоаспектным и даёт возможность с раннего детства развивать у ребят значимые личностные качества (активность, самостоятельность, ответственность, толерантность, любознательность, открытость, патриотичность, понимание собственной половой принадлежности и пр.).
Гармоничное развитие детей – это не просто механизмы воспитания, а большая и ответственная педагогическая деятельность по выявлению и конструктивному использованию наилучшего опыта в создании новых форматов работы с мальчиками и девочками. В связи с этим, приоритетная задача педагогов - учитывать полоролевые интересы детей.
В основе развития двигательных способностей лежат задатки. Задатки можно охарактеризовать как биологическую структуру, возникающую по генетическим законам развития организма и влияющую на его морфологические, функциональные особенности, психическое развитие человека, формирование двигательных способностей. Генетическая программа предопределяет темп роста и развития, порядок созревания отдельных органов и систем, их биологическую надежность, а также половые различия во внешнем облике, поведении, психологических реакциях.
Дети от 5 до 7 лет переживают благоприятные условия для развития той или иной двигательной способности, где возможны наибольшие темпы ее прироста. Это обусловлено неравномерностью развития отдельных органов и систем организма, качественными скачками, затрагивающие все органы и системы. В 5-6 лет происходит переход к текущему контролю над точностью движения на базе проприоцептивной обратной связи. В 7-9 лет программирование произвольных движений и их текущий контроль осуществляется зрительно-двигательной функциональной системой на базе проприоцептивной обратной связи. Таким образом, объективным показателем развития двигательной функции у детей дошкольного возраста является координация движений.
В последние годы специалисты обращают все больше внимание на то, что воспитание, обучение детей без учета их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но и нередко на дальнейшую жизнь. Дифференцированный подход, учет возрастных половых особенностей и педагогической ситуации каждой возрастной группы, индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка – составляющие образовательного процесса дошкольников в области физического развития. Процесс образования строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания, с учетом общих принципов. К общим принципам образования дошкольников в области физической культуры относятся следующие: гуманизации образования, демократизации образования, вариативности образования, региональной специфики образования, непрерывности образования. К принципам организации педагогического процесса по физической культуре в дошкольном учреждении относятся следующие: оздоровительной направленности, социализации ребенка, всестороннего развития личности, единства с семьей, подготовки к обучению к школе.
Ребенок, как член общества, вне общества жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми. Целенаправленная работа на усвоение половой идентичности с учетом заложенных половых различий, обостряет и закрепляет понимание собственной половой принадлежности и его двигательного поведения. В процессе игр, соревнований и совместных двигательных действий дети овладевают техникой движений, некоторыми тактико-техническими комбинациями, требующими их взаимодействия. Эти виды деятельности могут способствовать обогащению эмоционально-волевой сферы ребят и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений.
В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников. В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется признак восприятия ребенком информации.
Методы слухового восприятия активизируют мышление ребенка, помогают целенаправленно воспринимать технику упражнений, способствуют созданию более точных представлений о движении. Через слово ребенок получает новые знания, понятия, что во многом определяет его отношение к занятиям физическими упражнениями в целом и к изучаемому упражнению в частности. Педагогу предоставляется возможность использовать две функции слова: смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воздействовать на чувства ребенка.
Команда – это произносимый педагогом устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Направо!» и т. д.) Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Развивать быстроту реакции на слуховые сигналы эффективно в эстафете. Например, одним из главных условием соревнования является умение услышать команду «Марш!» и начать движение. Педагог, путая детей, может дать нелепые команды: «На старт – внимание – морковка! (машинка, малинка)». Данный прием вносит веселье и обостряет слуховое внимание.
Подсчет позволяет задавать детям необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применение счета («раз-два-три-четыре», счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-наклон-четыре», только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох»). Периодически детям необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе. Подсчет должен быть использован только для того, чтобы научить детей отличать один темп от другого, видоизменять темп по ходу работы.
Методы зрительного восприятия обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, выполняемое педагогом или другим ребенком, а также с использованием наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.
Показ физических упражнений. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление о физических упражнениях. Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. В дальнейшем показ используется для создания зрительных представлений об отдельных элементах техники. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильные зрительное и мышечно-двигательное представления о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.
К показу упражнений следует привлекать детей: когда движение выполняется их сверстниками, дети могут лучше рассмотреть положение отдельных частей тела; кроме того, у детей возникает интерес к разучиваемому движению, появляется уверенность, желание самим выполнить упражнение как можно лучше. Детей привлекают к показу физических упражнений также из-за несоответствия размеров пособий росту педагога (упражнения на гимнастической стенке, подлезание под веревку, пролезание в обруч и др.)
Демонстрация наглядных пособий. Для уточнения техники физических упражнений используются наглядные пособия в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, диафильмы, а также кинофильмы.
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.
Методы двигательного восприятия. Данные методы основаны на активной двигательной деятельности детей. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения (разучивания по частям, в целом и принудительно-облегчающий) и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Различия эти относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изучаться, например, методом разучивания по частям и соревновательным методом. Тем не менее, это не дает оснований для их отождествления.
Игра «Стоп». Проводится с использованием карточек – пиктограмм.
Под музыку дети выполняют бег врассыпную (следить, чтобы дети не сталкивались друг с другом, по сигналу педагога нужную позу принимают только мальчики или девочки, в зависимости от изображения на карточке. Остальные игроки присаживаются на корточки. Задача детей по команде «стоп» выполнить задание, в зависимости от изображения на карточке (поза человека, выражение его лица). Мною игра дополнена карточками – пиктограммами, на которых изображена девочка с девочкой, мальчик с мальчиком, мальчик с девочкой.
Игра развивает координацию движений; тренирует слуховое, зрительное внимание; направлена на создание половой идентичности.
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Сочетание возрастного и индивидуального подходов к воспитанию и обучению может обеспечить эмоциональное благополучие и полноценное психологическое развитие. Воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его – приоритет программы «От рождения до школы». Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, воспитывали интерес к активной двигательной деятельности, формировали широкий круг игровых действий и формировали понимание собственной половой принадлежности.
Используемая литература:
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
Теория и методика физической культуры дошкольников : Учеб. Пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических ВУЗов / Под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. – СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М., ТЦ «СФЕРА» 2008.
Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
Баранникова Н. А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2012.