Елена Каменская
Взаимосвязь слова и изображения в художественном развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
Связь речи и изобразительного творчества отмечали исследователи детского рисунка еще в конце 19 - начале 20 века. Так, немецкий исследователь Лукенс проводил параллели между развитием детской речи и рисунком. Английский исследователь Дж. Селли находил сходство между рисованием и овладением ребенком речь. : "Как в развитии речи, так и в рисовании, дети открывают способы воспроизведения с помощью традиций и примеров (взрослых, более старших, перенимая у других манеру рисования или говорения ". Английский исследователь В. Друммонд видит в детском рисунке форму "символического письма", то есть возможность, выразить свои мысли, чувства, не словом, а с помощью графического языка. В. Штерн, замечает, что изобразительное творчество детей, и их "словесное выдумывание", основываются на одних и тех же законах "сцепления фантазии", то есть воображения. К. Бюлер заметил, что ранние детские рисунки напоминают те же скопления слов, которые наблюдаются у ребенка на первой стадии образования длинных предложений. Однако, он видит и различие между развитием речи и рисунка, заключающееся в том, что обычный ребенок может освоить речь без специального обучения, просто подражая взрослым, но рисунок, без специального обучения долго остается схематичным.
Публикация «Взаимосвязь слова и изображения в художественном развитии детей» размещена в разделах
Исходя из выше сказанного, можно заметить, что если ребенок отчетливо и ясно представляет изображаемое, то он может более успешно передать это в рисунке.
В 70-е годы 20 века физиолог Л. Н. Бачерикова доказывала, что не только речь, но и рисунок ребенка являются показателем деятельности второй сигнальной системы. Изучая речь и изобразительную деятельность детей, младшего возраста, она приходит к следующему:
• слово и рисунок отражают одни и те же степени обобщения, то есть представляют результат деятельности одного и того же функционального уровня деятельности мозга;
• взаимосвязь речевой и изобразительной деятельности важна в практическом отношении, поскольку рисунок может быть использован для стимуляции речи.
Раскрывая значение взаимосвязи слова и изображения в развитии дошкольного возраста, Л. Н Бачерикова заключает, что речь и рисунок начинают развиваться на ранних этапах жизни ребенка и обе формы деятельности тесно переплетаются между собой. Без словесного обозначения нарисованных объектов, то есть без участия речи, малыши не могут научится понимать рисунки. Когда ребенок оказывается в состоянии "читать" рисунки, он делает попытки рисовать. Рисунки и рассказы идентичны по темам, и если слово стало для ребенка обобщающим сигналом, то и рисунок содержит ту же степень обобщения и отвлечения.
Психолог Е. В. Опевалова при изучении специфики формирования умственной деятельности дошкольников, заметила, что отражение действительности с учетом с учетом общественного опыта и индивидуального восприятия на всех ступенях познания происходит посредством взаимодействия образа и слова. Она анализирует перевод образного содержания в вербальное и обратный процесс - перевод вербального содержания, в образное.
Вербальное содержание включает:
• восприятие изображений объекта
• актуализацию имеющихся в опыте представлений
• словесное обозначение воспринимаемого
Изображения образного содержания слов заключается в :
• восприятии слова
• понимании его смысла
• актуализации образа по слову
• изображение образа
• словесное обозначение результата и деятельности.
Взаимодействие слова и изображения в педагогическом процессе способствует эстетическому восприятию действительности, формированию целостного представления "картины мира", обеспечивает эффективность развития художественно-творческих способностей детей.
Взаимодействие слова и изображения вызывает интерес так же и у зарубежных педагогов. Так, что бы получилось четкое и ясное изображение, необходимо заранее проговорить, например, внешний и внутренний образ дома, в котором живет ребенок. Это необходимо для точного воспроизведения рисунка, в данном случае архитектуры. Так же предлагается озвучить свои впечатления после экскурсий, что бы впечатлить свои эмоции от увиденного в рисунке. Такие способы служат ярким выражением внутреннего мира ребенка, это некий способ общения с другими и с самим собой.
В развитии детского изобразительного творчества важная роль отводится словесным приемам обучения и речевой активизации детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Целесообразность применения различных методов обучения рассматривала и Ш. Гэрритсон. Дети получили задание нарисовать на темы предложенных педагогом текстов. При этом разрешалось додумать, фантазировать, вследствие чего рисунки получались разноплановыми, то есть ни один рисунок не был похож на другой. Выполнив такое задание, можно пронаблюдать то, что одно и то же слово, рассказ может вызвать разное представление у детей.
Эти исследования показали, что развитие художественных способностей тесно связано с развитием познавательных и личностных особенностей дошкольника. Огромную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях. В настоящее время многие исследователи ищут механизмы творческого создания художественного образа на основе взаимодействия выразительных средств разных искусств (музыки, живописи, литературы и театра). При этом речь идет о соединении и взаимообогащении в творческом процессе различных видов художественной деятельности. Вместе с тем известно, что эстетическое воздействие на человека каждого вида искусств имеет свою специфику. Художественные образы литературных, изобразительных, музыкальных произведений имеют качественные и структурные различия.
Развитие речи, восприятия и художественно-творческих способностей - далеко не новый предмет исследования. При рассмотрении художественных произведений, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово, сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и образно воспринимаемо. В процессе художественного восприятия художественных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись, в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание им собственных речевых конструкций.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что художественная литература, являясь наряду с речью формой и средством общения и, будучи способом моделирования самого общения, может выступать в качестве средства развития образной связной речи детей в воспитательном процессе при соблюдении ряда педагогических условий.
Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом.