Юлия Макарова
Эмоционально-образный подход в музыкальном развитии ребенка. Метод В. В. Кирюшина
▼ Скачать + Заказать документы
В начале 90-х годов на экранах телевизоров и страницах журналов появилось имя московского педагога-теоретика В. Кирюшина. Обладая талантом музыканта, огромной потребностью внести свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения, используя многолетний опыт работы с детьми, он создал оригинальную систему музыкального воспитания, которая позволяет в короткий срок понять теоретические основы музыкальной грамоты.
Публикация «Эмоционально-образный подход в музыкальном развитии ребенка, Метод В, В, Кирюшина» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Эмоционально-образное воздействие – это одно из главных направлений системы В. В. Кирюшина. Ребёнку легче усвоить сложные теоретические понятия, если они представлены интересным и увлекательным способом. Задача Кирюшина состояла в общем развитии личности, в «вытаскивании» генетически заложенного в каждом человеке творческого потенциала, в развитии инициативы, свободного мышления. Постижение музыкального языка приводит к интеллектуальному подъёму.
Метод В. В. Кирюшина основан на эмоционально-образном подходе в изучении любого предмета: химии, физики, биологии, иностранного языка и конечно музыки. Он считает, что весь учебный материал для ребенка должен быть изложен в виде ярких образов, сюжетов, сказок. А для дошкольников и детей начальных классов в основе обучения должна быть заложена театрально-образная педагогика. Автор программы настаивает на необходимости занятий по художественному чтению, сочинению стихов основанные на прочувствовании материала, которые будут способствовать развитию ребёнка.
Главный враг педагогики – скука. Поэтому на поиск эмоционально-образных характеристик Кирюшина натолкнули сами дети. Вся музыкальная грамота в данной методике объясняется с помощью сказок и песен – это страна гармонических функций, с тоникой, доминантсептаккордом, минорными и мажорными трезвучиями и т. д. ; волшебный лес с животными интервалами: жирафа Октава, олень Секста, хулиганы Тритоны, пушистые Терции; водный мир с его жителями медузой Квинтой, черепахой Квартой, морским царём Диапозоном, хитрой змеёй Глиссандой; «Остров совсем счастливых ритмических фигур», где можно встретиться с Метрической Пульсацией, веселушками Восьмушками, четвертями Бомами, поварихами Половинными, хромыми Синкопами, коньком Дитакой; государство Дамы-гаммы, где живут звукоряды.
Существует методический материал, который поможет при внедрении данного способа обучения: 5 книг «Музыкальные мифы», 3 сказки с иллюстрациями, аудиокассеты и нотные пособия с номерами по сольфеджио, дидактический материал (игрушки, иллюстрации,песни героев, музыкальные сказки.
Опыт работы по данной методике подтверждает раннее развитие у детей гармонического, ритмического слуха, активизацию процессов мышления, дифференциацию слуха в гармонических созвучиях, эмоциональнную сферу и творческое воображение. У детей младшего школьного возраста, регулярно занимающихся по данной методике были отмечены улучшение математических способностей, выразительность в прочтении литературных текстов, успехи в театральной деятельности.
В настоящее время методика практически не используется педагогами. Причины в следующем:
1. Не проводятся обучающие семинары.
2. Отсутствие методического материала.
3. Преобладание традиционных форм работы с детьми.
4. Введение стандартов к качеству и уровню дошкольного образования.
Применение этой методики не имеет возрастных ограничений. Яркие образы, положительные эмоции, активная деятельность делают процесс познания доступным, лёгким и понятным.