Ольга Солодкая
План самообразования «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет"
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития — мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Публикация «План самообразования „Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. Расширение круга общения так же требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Исходя из того, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста — это игра, к занятиям в детском саду предъявлены особые требования: содержательный материал следует преподносить в занимательной и игровой форме. По этой причине так важно использование занимательного материала в процессе развития речи дошкольников.
Занимательность следует рассматривать как средство повышения мотивации. В основе положительной мотивации лежат положительные эмоции. Занимательность как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой занятия, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.
Особенностью всего дошкольного возраста является эмоционально окрашенное восприятие материала, (у детей всего дошкольного возраста преобладает правополушарный тип деятельности – эмоционально-чувственный, и только к 8-10 годам развивается левополушарный – логический тип мыслительной деятельности).
Поиски наиболее оптимальных форм обучения родному языку ведутся постоянно. Методика проведения занятий с элементами занимательности - одна из таких форм, способствующих реализации всех задач речевого развития дошкольника
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игру рассматривают как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;
Известно, что особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни.
Таким образом, использование занимательного речевого материала позволяет педагогу решать все основные речевые задачи: овладение грамматической структурой языка, накопление содержания речи (формирование словаря, звуковая культура речи и развитие связной речи в игровой и доступной для ребенка форме.
Одним из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее, она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Этим и определяется актуальность выбранной мной темы самообразования.
Цель: изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей среднего дошкольного возраста, объединение усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты заявленной темы.
2. Подобрать литературу.
3. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.). Совершенствовать коммуникативные качества личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения.
4. Обеспечить взаимосвязь с разнообразными видами деятельности : изобразительную деятельность, музыку, физкультуру, художественную литературу, конструирование.
5. Приобщить детей к театрально – исполнительской деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.
6. Воспитание доверительных взаимоотношений друг к другу.
7. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами театра.
Работа начата -15.09.2017 г.
Предполагается закончиться - 30.05.2018 г.
Форма самообразования : индивидуальная.
Перспективный план
Месяц
Тема Формы работы с детьми с родителями с педагогами
Сентябрь
Подбор литературы. Диагностика творческих способностей.
Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду"
Октябрь
Виды театра : перчаточный, настольный, пальчиковый. Рассказ о видах театра. Рассказ об особенностях настольного театра. Показ способов действия с куклами настольного театра.
Ноябрь
Изготовление атрибутов (маски, трафареты, настольный театр.) Консультация для педагогов "Театрализованные игры".
Декабрь
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: " Три медведя". Работа над образом, ролью. Упражнения на развитие дикции, эмоциональности. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Январь "Театр теней". Рассказ об особенностях театра теней. Изготовление фотоальбома: "Театр детям". Инсценировка сказки "Колобок".
Февраль
Подготовка сценки (концерта) для мам. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов. Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству".
Март
Работа по развитию актёрского мастерства. Речевые игры с движениями, упражнения пантомимы.
Апрель
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: "Кот и лиса", "Теремок" и др. (с использованием пальчикового и настольного театра). Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности.
Май
Развлечение. Закрепить знания детей о видах театров, театральных профессиях. Продолжать формировать умение выразительно передавать образы, используя мимику и пантомиму.
Практические итоги:
-Оформление папки передвижки. Тема: "Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка".
-Консультация для воспитателей: "Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста".
-Провести мастер-класс для педагогов по теме: "Куклы -топотушки".
-Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр) Тема: НОД по развитию речи по сказке "Зимовье зверей" .
-Подготовить (принять участие, провести) проект. Тема: "Театрализованная деятельность в ДОУ".
-Сборник консультаций для родителей. Тема: "Что делать, чтобы развить речь ребенка".
-Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Используемая литература :
1. Алябьева Е. А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет : Игровые технологии. – М., 2011.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2013.
3. Борисенко М. Г., И. А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2012
4. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 2012.
5. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2010.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М. : Просвещение,.