Анна Савинова
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка.
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев…»
В. Сухомлинский.
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Публикация «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев.
Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами (брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др., открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.
Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
• выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
• игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
• ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
• если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
• развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
• у малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
• в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Упражнения для развития мелкой моторики можно условно разделить на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук
• развивают подражательную способность;
• учат напрягать и расслаблять мышцы;
• развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
• учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические
• совершают полученные навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
• развивают точную координацию движений;
• учат сгибать и разгибать пальцы рук;
• учат противопоставлять большой палец остальным.
Все эти упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:
• отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
• игровые задания должны постепенно усложняться.
• начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.
• никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.
• недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными
Традиционные:
• самомассаж кистей и пальцев рук;
• игры с пальчиками с речевым сопровождением;
• пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
• графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
• предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
• игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.
• кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
• игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные:
• самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
• игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.