Приложение МААМ

Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи

Светлана Кобзева
Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Публикация «Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

• сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

• перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

• систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

• коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики как современной образовательной технологии концепетуальным основам ФГТ:

• Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.

• Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).

• Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, художественное творчество, здоровье, физическая культура).

• Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый, субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности)

• Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения со взрослыми и сверстниками и другие)

• Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку; сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического, нравственно-патриотического воспитания, художественного образования, познавательного, речевого, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

• Реализует принцип интерактивности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы (зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы; создание «деятельных» экспозиций, предполагающих активное участие детей)

Таким образом, организация совместной деятельности детей и взрослых в рамках музейной педагогики - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве, поэтому интеграция музейной педагогики в образовательный процесс на современном этапе чрезвычайно актуальна и перспективна.

Обоснование проблемы в ДОУ

На базе МДОУ «Сланцевский детский сад №1 компенсирующего вида» педагоги обеспечивают логопедическую, психолого-педагогическую коррекцию тяжелых нарушений речи детей от пяти до семи лет.

Решение обозначенных образовательными программами ДОУ задач ограничено временными рамками, по причине того, что дети получают коррекционную помощь в течение двух лет, начиная со старшей группы. В данный период педагоги должны организовать работу таким образом, чтобы всесторонне развивать личность ребенка, создавая ситуацию успеха, которая позволяет дошкольнику социализироваться в обществе.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является использование музейной педагогики в условиях ДОУ.

В своей работе мы создаем мини-музеи, которые позволяют успешно решать поставленные задачи. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Но что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, мини-музей создается только для наших воспитанников и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Задачи, реализуемые в ходе проекта:

Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Цели мини-музея :

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции.

11. Развитие позитивной социализации дошкольников.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Причины выбора материала:

• Возможность использовать разные виды деятельности;

• Одновременное решение воспитательных, образовательных и развивающих задач;

• Практическое применение;

• Интересная форма работы с родителями;

• Обогащение развивающей среды.

Прогнозируемый результат:

• Повышение уровня познавательных процессов;

• Активизация роботы по взаимодействию с родителями;

Позитивная социализация детей в окружающем мире.

Этапы организации работы по созданию мини-музеев в ДОУ.

Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на четыре этапа.

Первый этап – подготовительный.

На данном этапе работы определяется профиль музея. Это может быть художественный профиль, где дети знакомятся с произведениями различных видов искусств; исторический, где происходит знакомство с историей родного края и страны; естественнонаучный, где углубленно изучается природа; этнографический, где изучаются памятники народной культуры, быт народов, их происхождение; краеведческий, где создаются коллекции.

Дальше мы выбираем тему своего музея. В нашем учреждении это были мини-музеи :

Мини-музей птиц,

Мини-музей воды,

Мини-музей камня,

Мини-музей дерева,

Мини-музей игрушек,

Мини-музей животных.

Второй этап - практический.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

• интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;

• деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

• природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

• научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

• гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";

• культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

• динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

• разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

• регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Третий этап – работа в пространстве мини-музея.

Формы работы:

Непосредственно образовательная деятельность, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предостав-ляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории родного города, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Четвертый этап – презентационный.

На этом этапе работы мы проводим экскурсии в мини-музее для своих гостей. Ими могут быть дети из других групп, родители, коллектив ДОУ. Здесь проходят итоговые мероприятия по изучаемым темам: викторины, КВН, досуги, праздники, развлечения, совместные мероприятия с родителями.

Как появился первый мини-музей в моей практике?

Начиная новый учебный год с вновь поступившими детьми, нам необходимо было выбрать тему долгосрочного экологического проекта, над которым мы будем работать в течение всего учебного года. Выбрать тему было очень трудно, т. к. мы не знали детей, их возможности, особенности. Когда стали общаться с детьми поняли, что работа будет сложной. Все дети имели трудные нарушения речи, некоторые отказывались от любого вида деятельности. Поэтому, выбирая тему для проекта, нам хотелось, что бы это был объект ближайшего окружения; имелась возможность соотнести тему проекта с лексическими темами, изучаемыми в течение учебного года; что бы наблюдения за объектом могли быть ежедневными; что бы с помощью работы над проектом у детей развивался интерес, любознательность, психические процессы, связная речь; активизировался словарный запас.

В результате тему проекта помогли выбрать сами дети, точнее, дети сами выбрали тему.

Однажды, мальчик принес в детский сад гроздь рябины, протянул ее мне в руки и сказал: «Это Вам!» Показав детям гроздь, я хотела узнать, все ли дети знакомы с этим деревом и его плодами. Оказалось, что рябину дети знали. Дальше я задала следующий вопрос: «Ребята, а что мы можем сделать с этой гроздью?» На что дети ответили: «Поставить в вазу», «Сварить компот», а один мальчик предложил засушить рябину и сделать бусы из нее. Так получилась интересная познавательная беседа с детьми. После чего у нас не осталось сомнений, что предметом нашего углубленного изучения будут птицы. Тему птиц мы изучаем в течение всего учебного года, птицы окружают нас, являются героями многих произведений. А самое главное, что стало причиной выбора темы – это детская заинтересованность. Проект назывался «Юные орнитологи».

Планирование работы по проекту «Юные орнитологи».

Вид работы Название

Экологическая акция. «Получение письма от птиц»

«Новогодняя елка для птиц»

«Развешивание кормушек»

Непосредственно образовательная деятельность «Пернатый калейдоскоп»

«Крылатые гости»

«Для кого Виталик оставил рябинку?»

«Спокойной ночи, природа!»

«Что? Где? Когда?»

«Тайны птичьего мира»

«О чем поют птицы весной?»

«Посвящение в юные орнитологи»

Беседы «Я познаю мир»

«Почему улетают птицы?»

Продуктивная деятельность «Птицы улетают» аппликация, рисование.

«Снегири на ветках» лепка.

«Птичья столовая» рисование

«Жаворонки» выпечка из теста

«Экзотические птицы» оригами

«Рябиновые бусы»

Создание коллекции птиц

Экскурсии

«Осень в парке у реки»

«Почему в парке тихо?»

«Здравствуйте, наши друзья!»

«Следы на снегу»

Театральная деятельность Спектакль «Весенняя сказка»

Взаимодействие с родителями

Консультация на тему «Использование элементов музейной педагогики в условиях ДОУ».

Создание коллекции птиц, мини-музея птиц.

КВН.

Посвящение детей в юные орнитологи.

Создание мини-музея «Юные орнитологи»

После проведенной работы можно сделать вывод: лишь апеллируя к эмоциональной сфере детей, мы вправе говорить о решении сложной психолого-педагогической задачи - включении общечеловеческих ценностей во внутренний духовный мир каждого ребенка. Иными словами, главный методический принцип музейной педагогики совпадает с главным принципом ценностного освоения действительности: «Ценностям нельзя научить, ценности необходимо пережить».

Публикации по теме:

Использование мини-музейной педагогики в жизни детского садаИспользование мини-музейной педагогики в жизни детского сада Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Она является.

Консультация «Создание условий для позитивной социализации детей в ДОУ» " Ввести ребенка в мир человеческих отношений - одна из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста " В. А. Сухомлинский.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья Использование устного народного творчества, как средства позитивной социализации детей с особыми возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями.

Использование здоровьесберегающих технологий как условие социализации детей дошкольного возраста с нарушениями речи Гребенчук Т. В., учитель-логопед ВКК, Мамедова Е. В., воспитатель ВКК, Ковалева Л. А., воспитатель ВКК. МБДОУ г Иркутска детский сад № 63.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Конспект индивидуального занятия педагога-психолога с ребенком 5–6 лет, имеющим тяжелые нарушения речи Цель: создание условий для развития психических познавательных процессов. Задачи: - развитие произвольности познавательной деятельности;.

Мини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольниковМини-музей «Насекомые». Использование музейной педагогики в развитии дошкольников Мини - музей "насекомые": расположен в одной плоскости, представлены различные муляжи насекомых, на паутине – паук, изготовлен улей с.

Обучение грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи Не секрет, что обучение грамоте - это, наверное, самый больной вопрос для родителей дошколят. Именно умение читать кажется основным признаком.

Презентация «Технология музейной педагогики как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста» Выступление на пед. совете для воспитателей, отображающее необходимость создания мини-музеев в ДОУ. 1 слайд. Приветствие 2 слайд. Музейная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 15 марта 2018 в 23:52
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование элементов музейной педагогики как средство позитивной социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кобзева (УИ 438600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД