Оксана Любавина
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка старшей группы с логопедическим заключением
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
“Институт повышения квалификации”
(МАОУ ДПО ИПК)
Творческая разработка
“ Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка старшей возрастной группы с логопедическим заключением
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка старшей группы с логопедическим заключением» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Дизартрия средней степени тяжести общее недоразвитие речи”
Выполнил: Любавина Оксана Александровна,
учитель-логопед
Проверил: Попова Ольга Анатольевна,
научный куратор
Новокузнецк 2020
Индивидуальная карта
Фамилия, имя, отчество ребенка: Симахин Ярослав Михайлович
Дата рождения 09.07.2015 г. р.
Дата поступления в речевую группу МБОДУ №63 : 01.09.2020
Поступил из общеразвивающей группы МБДОУ №63.
Медицинские сведения.
Соматический статус: до года ветряная оспа, после года бронхит, частые ОРВИ, ангина.
Психологическая характеристика
Мышление:образное.
Внимание:рассеянное.
Восприятие:носит предметный характер, свойства предмета не отделяются от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие.
Воображение :репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.
Память:лучше развита кратковременная память, чем долговременная, характерно длительное время для припоминания и быстрое забывание.
На более прочное запоминание оказывают влияние частота употребления слов и сложность их произношения. Требуется большая помощь со стороны взрослого.
Поведение:ребенок не спокойный, не умеет управлять своим поведением.
Психомоторное развитие :характерна общая моторная неловкость, плохая координация при ходьбе, беге, движениях под музыку. Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Отмечается слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении работы с карандашом, столовыми приборами.
Педагогическая характеристика
Социально-коммуникативное развитие.
Легко вступает в контакт с взрослыми: выборочно.
Взаимодействия со сверстниками:экстраверт.
Постоянно направлен на общение, легко входит в контакт.
Умение попросить о помощи: способен попросить помочь ему, но в новой обстановке или в присутствии незнакомых людей может смущаться.
Регулирует свое поведение усвоенными нормами и правилам:не всегда. Под влиянием большинства детей может вести себя, не учитывая норм поведения.
Физическое развитие.
Группа здоровья :2-ая группа здоровья.
Уровень физической подготовки:средний.
Речевое развитие.
Артикуляционная моторика: нарушение объёма, точности, активности, переключаемости движений органов артикуляции, тонких дифференцированных движений языка.
Состояние просодической стороны речи:снижена интонационная выразительность. Снижен объём речевого дыхания.
Состояниезвукопроизношения: полиморфное нарушение произношения: сигматизм свистящих, шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм. Нарушение чёткости, внятности. Обильная соливация.
Звукослоговая структура слов :затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов, и фраз, нарушается звуконаполняемость – перестановки, замены звуков и слогов, упрощение сложных слов.
Состояние фонематического восприятия. Недоразвитие фонематического восприятия.
Состояние импрессивной речи грамматические изменения слов:различает формы единственного и множественного числа существительных, и глаголов (особенно с ударными окончаниями, формы мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, уменьшительно- ласкательные формы существительных, значения элементарных предлогов. Частично различает приставочные глаголы, сложные предлоги, число и род прилагательных.
Состояние импрессивной речи, понимание фраз: возможно понимание простых логико-грамматических конструкций (2-3 ступенчатых инструкций, простых сравнений). Нарушено понимание скрытого и переносного смысла, инверсии, сложных сравнений и инструкций, сложных предложно-падежных конструкций и конструкций в творительном падеже.
Состояние экспрессивной речи:произвольная фраза простая, из 2-3 слов, грубо аграмматична. Спонтанная форма речи развита лучше произвольной речи: до 5-6 слов; на социально-бытовом уровне аграмматизмы редки. Диалогическая речь в основном развита.
Грубое недоразвитие связной речи : 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Контекстная форма речи не сформирована или в зачаточном состоянии. Словарь ограничен бытом и ближайшим социальным окружением (в речи мало признаков, частей предметов, обобщений, наречий, предлогов, союзов; недостаточно глаголов, существительных). Номинации неустойчивы. Пассивный словарь намного больше активного.
Состоянии грамматических процессов.
Словообразование : сформировано очень слабо: образует простые формы существительных множественного числа, глаголы совершенного вида, грубые ошибки образования существительных мн. числа родительного падежа (в косвенных падежах).
Словоизменение:значительные затруднения в согласовании существительных с глаголами, прилагательными, числительными, предлогами.
Латерализацияправосторонняя.
Диагноз: Дизартрия средней степени тяжести. ОНР2 уровень
Познавательное развитие :средний уровень.
Допускает ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняется в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, проблемы в обучение математике: не может проанализировать содержание, установить зависимости и отношения между данными задачи, выбрать арифметические операции, нарушено понимание условия и конечного вопроса арифметической задачи. Мотивация к различным видам деятельности: потребность во внимании, Формирование уверенности с развитием правильной речи, одобрение и положительная оценка со стороны педагога и сверстников.
Обучаемость: выраженная не способность к усвоению новых знаний, умений, навыков.
Особенности общения: постоянно дерется,истерит.
Взаимоотношения и место в коллективе.
НЕ устойчивые отношения со всеми детьми.
Увлечения и интересы: мультфильмы, сюжетные игры, конструкторы.
План индивидуального сопровождения ребенка в
2020/2021 учебном году
Направления сопровождения Рекомендуемые направления деятельности
Медицинское
Организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки.
Оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна.
Корригирующая ходьба по массажным дорожкам.
Занятия физкультурой в носках.
Психологическое
Развитие познавательной активности.
Развитие процессов мышления : приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации.
Развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки.
Развитие навыков общения.
Логопедическое
Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.
Упражнения для губ, для щек, для языка.
Элементы массажа и самомассажа.
Просодическая сторона речи.
Комплекс упражнений для развития силы голоса.
Игры на звукоподражание, игры- драматизации,
Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.
Звукопроизношение. Комплекс упражнений для постановки звуков «Ш», «Ж», автоматизация звука «Ш», автоматизация звука «Ж», дифференциация шипящих звуков. Постановка зв. «Р-рь», автоматизация зв. «Р», «рь». Дифференциация звуков «Р-рь». Постановка звука «Л». Автоматизация звука, дифференциация звуков «Л-ль», «Р-Л», постановка звуков «С», «З». Автоматизация звука «С», «З». Дифференциация звуков «С-сь, З-зь, С_З, С_Ш, З_Ж»
Звукослоговая структура слов. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.
Учить передавать ритмический рисунок слова.
Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры :«Прошагай слово» «Где спрятался звук?» «Игра с мячом»
Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.
Развитие фонематического восприятия.
Игры на определение места звука в слове, количества звуковв словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.
Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.
Обогащение речи за счет глаголов. По всем лексическим темам развивать понимание приставочных глаголов. Например: вяжет, перевязала, связала, завязала, навязала, подвязала.
Игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов : «Где спрятался?» «Новая квартира»
Формирование экспрессивной речи. Развивать диалогическую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Учить составлять предложения из 2-3 слов. Учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений. Заучивание стихов. Игры: «Придумай необычное существо»«Поиграем в Репку»
«Помоги Колобку» «Волшебные очки»
Формирование грамматических процессов.
Словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-.
Образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин- (второе занятие по теме). Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относительные прилагательные.
Словоизменение. Игра «Один – много». Учить образовывать существительные именительного падежа множественного числа. Игра «Что растет в лесу». Учить образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Игра «У кого похожая картинка?».
Образование форм множественного числа существительных с окончанием на -ья.
Игра «Измени слово».
закрепить знания формы множественного числа именительного падежа существительных с разными окончаниями.
Игра «С какого дерева упал листок?».
Закрепить названия деревьев, форму родительного падежа единственного числа с предлогом С.
«Эрудит».
Цель: закрепить части тела животных, и образование форм родительного падежа с предлогом У.
Педагогическое
Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
Специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»
Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
Для развития социальных навыков у ребенка
Дидактические игры («Правда или нет»).
Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова»,
Развитию бережного отношения к окружающему миру:
НОД по экологии и по ОБЖ;
чтение художественной литературы;
дидактические игры природоведческого содержания;
уход за растениями в уголке природы и на участке;