Марина Разгуляева
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)
Заключение ПМПК:
Ф. И. ребенка:
Дата рождения:
Учитель-логопед:
Дата начала работы: сентябрь 2020г.
Дата окончания работы: май 2021г.
Показатели речевого развития:
Импрессивная речь:
Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
На имя откликается, выполняет простые просьбы и поручения. Понимает словесные инструкции педагога, но выполняет по настроению.
Экспрессивные речевые средства ограничены, словарь значительно ниже возрастной нормы. Словарь признаков не развит, наиболее активно использует отдельные слова и речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией. Мальчик бывает излишне эмоционален. Лексический запас ниже возрастной нормы, в основном бытовые слова, фразы. Предложенные картинки называет. При подборе определений, синонимов, антонимов испытывает затруднения, требуются контекстные подсказки. Обобщает понятия (фрукты, посуда, животные, но затрудняется при классификации. Затрудняется в словообразовании, путает окончания. Предлоги в речи употребляет простые.
Строение артикуляционного аппарата не нарушено.
Артикуляционная моторика развита слабо, испытывает трудности в произвольном принятии и удержании артикуляционных поз.
Звукопроизношение: общее звучание речи разборчивое. Изолированно артикулирует отчетливо: гласные, большинство согласных звуков, но в речевом потоке наблюдаются искажения, смешения звуков. Звукопроизношение нарушено. К дефектам речи относится спокойно, не обращает внимания. Во время занятий быстро истощается, внимание неустойчивое, память снижена. Крупная и мелкая моторика развита ниже возрастной нормы.
Связная речь: Принимает участие в элементарном диалоге. Самостоятельная речь развита недостаточно.
Логопедическое заключение: ОНР, 2 уровень речевого развития. Дислалия.
Ведущим является нарушение коммуникативной функции речи, снижены темпы усвоения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, не сформированы формы неавтоматизированной связной речи.
Результаты стартовой логопедической диагностики на сентябрь 2020г. :
Слух сохранен
Зрение сохрано
Интеллектуальное развитие с задержкой.
Связная речь: участвует в элементарном диалоге, память снижена - не пересказывает наизусть много раз услышанные сказки: Теремок, Курочка ряба, на элементарные вопросы по сказке не отвечает. Героев сказки забывает, называет только с опорой на картинку.
Самостоятельная речь бывает недостаточно связана с ситуацией, часто отвлекается, перескакивает на другую тему.
Индивидуальная программа сопровождения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012 года N 273-ФЗ, ФГОС ДО, Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом МДОУ «Детский сад № 4 КВ» и СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Целевое назначение индивидуальной программы сопровождения – создание специальных условий, способствующих освоению ребенком с ТНР Адаптированной основной образовательной программы в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей и социальная адаптация в образовательном учреждении.
Цель программы логопеда: формирование правильного звукопроизношения, развитие понимания речи и формирование собственной грамматически правильной речи.
Задачи специальной логопедической помощи:
-развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха; - развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;
- активизация речевой деятельности;
- расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;
- обучение навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;
- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;
Участие специалистов ДОУ в совместной работе по программе:
- педагог-психолог – развитие восприятия, коммуникационных навыков, психических процессов;
- воспитатели - обучение по разделам программы ДОУ, пополнение и активизация словарного запаса, контроль за грамматически правильной речью, закрепление и выполнение артикуляционных упражнений и автоматизация звуков в вечернее время по заданию логопеда;
-музыкальный руководитель - развитие чувства ритма, развитие правильного речевого дыхания; развитие координации движений в сочетании с речевой функцией.
- инструктор по физическому воспитанию - развитие общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной координации движений, увеличение объёма дыхания.
- родители - выполнение и закрепление артикуляционных упражнений, автоматизация звуков дома, повторение заданий по лексическим темам по заданию логопеда.
Коррекционная работа осуществляется поэтапно.
Длительность каждого этапа определяется в зависимости от скорости накопления адаптивных возможностей.
Задачи 1 года обучения
развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность;
расширять понимание речи и умение адекватно на нее реагировать (выполнять инструкции, задания, отвечать на вопросы, задавать их);
развивать элементарные коммуникативные умения, используя речь;
учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий);
- обучать обобщениям на основе установления сходных признаков, классификации (умении четко называть предметы определенной группы);
- организация поведения на занятии: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.
- развивать крупномоторные и мелкомоторные движения, формировать графические умения.
Планируемые результаты освоения «Программы 1 года обучения» (2020 – 2021 уч. год)
Целевые ориентиры:
- Проявляет адекватную ситуации речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, умеет выслушивать собеседника и поддерживать беседу по данной теме;
- совершенствует умение согласовывать слова в предложениях (существительные с числительными, прилагательные с существительными). Формирует умение слышать грамматические ошибки в предложении и самостоятельно исправлять их. Учится словообразованию ( существительного от существительного: хлеб – хлебница, однокоренных слов, в т. ч. приставочных глаголов, существительных во множественном числе в разных падежах (именительном, винительном). Умеет составлять по образцу простые предложения. Совершенствует умение пользоваться прямой и косвенной речью.
- понимает и использует в речи названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи и по отработанным лексическим темам, рассказывает о предмете используя схему;
- использует в речи слова со сложной слоговой структурой (многосложные (3-4 слога, со стечением согласных и т. п., сохраняя слогонаполняемость слова.
- слышит и различает гласные звуки, дифференцирует парные согласные (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж, ч-ть, сь-ц-ть, ч-щ, большинство звуков автоматизировано и используется в повседневной речи.
- умеет правильно удерживать карандаш, проводить прямые линии по контуру, обводить по контуру фигуры, равномерно раскрашивает небольшие плоскостные изображения, не выходя за контур; умеет работать на листе бумаги, ориентируется в пространстве, знает части тела, стороны, направление, правильно выполняет пальчиковые гимнастики, элементы самомассажа, артикуляционную гимнастику, формируется связь «глаз – рука», умение контролировать амплитуду движений.
Планирование к ИОМ …
1 этап работы сентябрь- декабрь 2020г.
Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная –два-три раза в неделю,
Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.
Формирование понимания обращенной речи и навыков учебного взаимодействия
- учить выполнять движения по словесной инструкции;
- учить удерживать речевую инструкцию: находить и отдавать сразу по 2, затем по 3 предмета, в указанной последовательности;
- учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий;
- формировать умение находить предмет по словесному описанию его;
- учить пониманию вопросов (кто, кого, чем, что) и умению их задавать;
- формировать устойчивый пространственно - временной стереотип занятия.
Формирование навыков звукопроизношения, звукового и слогового состава слов:
- Уточнить произношения гласных и согласных раннего онтогенеза: а,у, о, и, ы, м, н, в, ф.
- Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи. - Формировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.
Работа по накоплению и активизации словарного запаса:
- лексические темы пересекаются с основными темами изучаемыми в старшей группе : «День знаний. Детский сад», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Деревья», «Перелётные птицы», «Одежда», «Обувь»
Работа над лексико - грамматическим строем речи
- учить понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами)
- привлечь внимания ребенка к изменению значения слов в связи с их различным грамматическим оформлением или введением в них различных словообразовательных элементов : ед. мн. число в имен. падеже; форму родит. падежа ед. число с предлогом «у», различение форм ед. и мн. числа глагола.
- систематизировать знания по лексическим темам. Познакомить с периодами осени, осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. - уточнять понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах и садах, на полях осенью. Закрепить названия основных цветов и оттенков. - формировать и расширять знания о многообразии перелетных и зимующих птиц. - расширять представления о многообразии растений осеннего леса, уточнять знания о грибах и лесных ягодах. - систематизировать представления о местах обитания диких животных. - уточнять и расширять представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны. - формировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда. - ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений,
Работа над фразой
- Учить пользоваться простой двух - трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?
- Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. - Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только диалогической, но и монологической речи. - Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.
Планируемый результат логопедической работы 1 этапа:
ребенок должен:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
- умеет пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?
- умеет отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)
- умеет составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - умеет грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам.
2 этап работы январь - февраль 2021г.
Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная – два - три раза в неделю.
Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.
Развитие общих речевых навыков
-Продолжать работу по формированию правильного речевого дыхания. -Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. - Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. -Формирование умения выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, осознанность.
Звукопроизношение - Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков. - Формировать правильное произношение звуков.
Работа над слоговой структурой слова
-Проговаривание слов, доступного слогового класса. Постепенно увеличивать сложность классов.
Развитие фонематических представлений -Учить подбирать слова на заданный гласный звук. -Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки. -Учить выделять начальный ударный гласный звук А У И в слогах и словах (Аня, ухо, игры и т. п.).
Лексика - Систематизировать знания по лексическим темам, закреплять названия зимних месяцев. Закрепить знания о зимующих птицах. Расширять представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристели. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
- Уточнять понятия, расширять представления о материалах и инструментах. - Закреплять знания о новогоднем празднике. Закреплять знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах. - Расширять знания о транспорте, формировать представления о видах транспорта, о профессиях на транспорте. - Закреплять и расширять знания о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребности трудиться. - Закреплять и расширять знания об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью инструментов. - Систематизировать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширять представления о подготовке их к зиме. Формировать понимание роли человека в содержании домашних животных. - Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений.
Развитие грамматического строя речи (по всем лексическим темам)
- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
- Знакомить со способами словообразования
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. - Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формирование умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за. - Уточнять понимание значения глаголов с различными приставками, глаголы, обозначающие трудовые действия. - Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.
Обучение связной речи (по всем лексическим темам) -Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием наглядного плана, по картинке (по картинкам, по серии картин) - Учить составлять короткие рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. - Учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок. - Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.
В итоге логопедической работы 2 этапа ребё нок должен:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами;
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и их расположение на теле (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);
- уметь пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, распространять простое предложение прилагательным, использовать простые предлоги;
- уметь отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним или двумя действующими лицами (Дети спят на кроватях. Мама варит гороховый суп.)
- уметь составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - уметь грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам. - уметь услышать правильное и искаженное произнесение звука, слова, исправляет ошибку. правильно использовать в речи звуки (ж-ш) (л-ль, уметь их дифференцировать.
3 этап работы март - май 2021г.
Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная – два - три раза в неделю,
Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.
Развитие общих речевых навыков.
- Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение стихов. - Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. - Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). - Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи. - Работать над выразительным чтением стихотворений. Выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях, на вечерах досуга и утренниках. - Развивать и поощрять речевое творчество. - Совершенствовать чёткость дикции. - Закреплять умение правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
Звукопроизношение
-Автоматизировать звуки в речи. - Проводить дифференциацию смешиваемых звуков.
Работа над слоговой структурой слова
-Постепенно увеличивать сложность произносимых слов. - Проговаривать двустишья и четверостишья.
Развитие фонематических представлений
- Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.
Лексика
- Обобщать представления о характерных явлениях в живой и неживой природе: увеличение длительности дня, таяние снега, ледоходе, появлении травы, набухании почек и появлении листьев, возвращение птиц. Познакомить с названиями весенних месяцев. Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. - Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах. - формировать представления о космосе, о его освоении людьми. - Расширять знания о России. Воспитывать патриотические чувства к Родине. – Расширять представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. - Обобщать знания о жизни перелетных птиц поздней весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). - Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по всем лексическим темам. - Расширять знания о родном поселке, о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной поселок. - Развивать понимание и умение объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
Развитие грамматического строя речи
- Закреплять правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными. - Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. - Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. - Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.
Обучение связной речи
- Совершенствовать умения полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта. - Побуждать к высказываниям и описаниям того, что видели. - Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно – логическое мышление, развивать речевой слух. - Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи. Стимулировать собственные высказывания. - Учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.
В итоге логопедической работы 3 этапа ребё нок должен:
- значительно улучшить звукопроизносительную сторону речи, автоматизировать новые звуки в словах, правильно использовать в речи ранее смешиваемые или заменяемые звуки;
- уметь отвечать на вопросы по теме распространенным предложением с использованием прилагательных и предлогов;
- рассказывать о событиях из личного опыта с контролем эмоциональной нагрузки при говорении (темп, дыхание, громкость) и сохранением темы повествования;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, понимать и использовать в речи предлоги и наречия (право, лево, вверху, внизу, впереди, сзади);
- рассказывать о полученных знаниях в соответствии с изученными лексическими темами.
Сроки динамического контроля Динамические показатели
Январь 2021 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики___
___
___
Корректировка программы: продолжать работу по _ умению составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - умению грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам.
Май 2021 г.
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Причины отрицательной или нулевой динамики___
___
___
Корректировка программы: улучшать звукопроизносительную сторону речи, автоматизировать новые звуки в словах, правильно использовать в речи ранее смешиваемые или заменяемые звуки;
- рассказывать о событиях из личного опыта с контролем эмоциональной нагрузки при говорении (темп, дыхание, громкость) и сохранением темы повествования;