Приложение МААМ

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Марина Разгуляева
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)

Заключение ПМПК:

Ф. И. ребенка:

Дата рождения:

Учитель-логопед:

Дата начала работы: сентябрь 2020г.

Дата окончания работы: май 2021г.

Показатели речевого развития:

Импрессивная речь:

Публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ» размещена в разделах

На имя откликается, выполняет простые просьбы и поручения. Понимает словесные инструкции педагога, но выполняет по настроению.

Экспрессивные речевые средства ограничены, словарь значительно ниже возрастной нормы. Словарь признаков не развит, наиболее активно использует отдельные слова и речевые штампы, связывая их с конкретной ситуацией. Мальчик бывает излишне эмоционален. Лексический запас ниже возрастной нормы, в основном бытовые слова, фразы. Предложенные картинки называет. При подборе определений, синонимов, антонимов испытывает затруднения, требуются контекстные подсказки. Обобщает понятия (фрукты, посуда, животные, но затрудняется при классификации. Затрудняется в словообразовании, путает окончания. Предлоги в речи употребляет простые.

Строение артикуляционного аппарата не нарушено.

Артикуляционная моторика развита слабо, испытывает трудности в произвольном принятии и удержании артикуляционных поз.

Звукопроизношение: общее звучание речи разборчивое. Изолированно артикулирует отчетливо: гласные, большинство согласных звуков, но в речевом потоке наблюдаются искажения, смешения звуков. Звукопроизношение нарушено. К дефектам речи относится спокойно, не обращает внимания. Во время занятий быстро истощается, внимание неустойчивое, память снижена. Крупная и мелкая моторика развита ниже возрастной нормы.

Связная речь: Принимает участие в элементарном диалоге. Самостоятельная речь развита недостаточно.

Логопедическое заключение: ОНР, 2 уровень речевого развития. Дислалия.

Ведущим является нарушение коммуникативной функции речи, снижены темпы усвоения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, не сформированы формы неавтоматизированной связной речи.

Результаты стартовой логопедической диагностики на сентябрь 2020г. :

Слух сохранен

Зрение сохрано

Интеллектуальное развитие с задержкой.

Связная речь: участвует в элементарном диалоге, память снижена - не пересказывает наизусть много раз услышанные сказки: Теремок, Курочка ряба, на элементарные вопросы по сказке не отвечает. Героев сказки забывает, называет только с опорой на картинку.

Самостоятельная речь бывает недостаточно связана с ситуацией, часто отвлекается, перескакивает на другую тему.

Индивидуальная программа сопровождения составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» 29.12.2012 года N 273-ФЗ, ФГОС ДО, Приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", Уставом МДОУ «Детский сад № 4 КВ» и СанПиН 2.4.1.3049 – 13.

Целевое назначение индивидуальной программы сопровождения – создание специальных условий, способствующих освоению ребенком с ТНР Адаптированной основной образовательной программы в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей и социальная адаптация в образовательном учреждении.

Цель программы логопеда: формирование правильного звукопроизношения, развитие понимания речи и формирование собственной грамматически правильной речи.

Задачи специальной логопедической помощи:

-развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха; - развитие артикуляционной моторики, формирование правильного звукопроизношения;

- активизация речевой деятельности;

- расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по демонстрируемому действию, картинкам, их сериям;

- обучение навыкам коммуникации: формированию базовых коммуникативных функций, социо-эмоциональных и диалоговых навыков;

- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре;

Участие специалистов ДОУ в совместной работе по программе:

- педагог-психолог – развитие восприятия, коммуникационных навыков, психических процессов;

- воспитатели - обучение по разделам программы ДОУ, пополнение и активизация словарного запаса, контроль за грамматически правильной речью, закрепление и выполнение артикуляционных упражнений и автоматизация звуков в вечернее время по заданию логопеда;

-музыкальный руководитель - развитие чувства ритма, развитие правильного речевого дыхания; развитие координации движений в сочетании с речевой функцией.

- инструктор по физическому воспитанию - развитие общей и мелкой моторики, зрительно-пространственной координации движений, увеличение объёма дыхания.

- родители - выполнение и закрепление артикуляционных упражнений, автоматизация звуков дома, повторение заданий по лексическим темам по заданию логопеда.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно.

Длительность каждого этапа определяется в зависимости от скорости накопления адаптивных возможностей.

Задачи 1 года обучения

развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность;

расширять понимание речи и умение адекватно на нее реагировать (выполнять инструкции, задания, отвечать на вопросы, задавать их);

развивать элементарные коммуникативные умения, используя речь;

учить отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий);

- обучать обобщениям на основе установления сходных признаков, классификации (умении четко называть предметы определенной группы);

- организация поведения на занятии: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания.

- развивать крупномоторные и мелкомоторные движения, формировать графические умения.

Планируемые результаты освоения «Программы 1 года обучения» (2020 – 2021 уч. год)

Целевые ориентиры:

- Проявляет адекватную ситуации речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими, умеет выслушивать собеседника и поддерживать беседу по данной теме;

- совершенствует умение согласовывать слова в предложениях (существительные с числительными, прилагательные с существительными). Формирует умение слышать грамматические ошибки в предложении и самостоятельно исправлять их. Учится словообразованию ( существительного от существительного: хлеб – хлебница, однокоренных слов, в т. ч. приставочных глаголов, существительных во множественном числе в разных падежах (именительном, винительном). Умеет составлять по образцу простые предложения. Совершенствует умение пользоваться прямой и косвенной речью.

- понимает и использует в речи названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи и по отработанным лексическим темам, рассказывает о предмете используя схему;

- использует в речи слова со сложной слоговой структурой (многосложные (3-4 слога, со стечением согласных и т. п., сохраняя слогонаполняемость слова.

- слышит и различает гласные звуки, дифференцирует парные согласные (с-ш, з-ж, с-з, ш-ж, ч-ть, сь-ц-ть, ч-щ, большинство звуков автоматизировано и используется в повседневной речи.

- умеет правильно удерживать карандаш, проводить прямые линии по контуру, обводить по контуру фигуры, равномерно раскрашивает небольшие плоскостные изображения, не выходя за контур; умеет работать на листе бумаги, ориентируется в пространстве, знает части тела, стороны, направление, правильно выполняет пальчиковые гимнастики, элементы самомассажа, артикуляционную гимнастику, формируется связь «глаз – рука», умение контролировать амплитуду движений.

Планирование к ИОМ …

1 этап работы сентябрь- декабрь 2020г.

Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная –два-три раза в неделю,

Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.

Формирование понимания обращенной речи и навыков учебного взаимодействия

- учить выполнять движения по словесной инструкции;

- учить удерживать речевую инструкцию: находить и отдавать сразу по 2, затем по 3 предмета, в указанной последовательности;

- учить по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий;

- формировать умение находить предмет по словесному описанию его;

- учить пониманию вопросов (кто, кого, чем, что) и умению их задавать;

- формировать устойчивый пространственно - временной стереотип занятия.

Формирование навыков звукопроизношения, звукового и слогового состава слов:

- Уточнить произношения гласных и согласных раннего онтогенеза: а,у, о, и, ы, м, н, в, ф.

- Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи. - Формировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию.

Работа по накоплению и активизации словарного запаса:

- лексические темы пересекаются с основными темами изучаемыми в старшей группе : «День знаний. Детский сад», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Деревья», «Перелётные птицы», «Одежда», «Обувь»

Работа над лексико - грамматическим строем речи

- учить понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами)

- привлечь внимания ребенка к изменению значения слов в связи с их различным грамматическим оформлением или введением в них различных словообразовательных элементов : ед. мн. число в имен. падеже; форму родит. падежа ед. число с предлогом «у», различение форм ед. и мн. числа глагола.

- систематизировать знания по лексическим темам. Познакомить с периодами осени, осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. - уточнять понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах и садах, на полях осенью. Закрепить названия основных цветов и оттенков. - формировать и расширять знания о многообразии перелетных и зимующих птиц. - расширять представления о многообразии растений осеннего леса, уточнять знания о грибах и лесных ягодах. - систематизировать представления о местах обитания диких животных. - уточнять и расширять представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны. - формировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда. - ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений,

Работа над фразой

- Учить пользоваться простой двух - трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?

- Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

- Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. - Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие не только диалогической, но и монологической речи. - Совершенствовать умение отвечать на вопросы по небольшим текстам, развивать речевой слух.

Планируемый результат логопедической работы 1 этапа:

ребенок должен:

- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами);

- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

- умеет пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, по моделям: обращение +глагол, я +действие, субъект +действие, Кто? Что делает?

- умеет отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

- умеет составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - умеет грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам.

2 этап работы январь - февраль 2021г.

Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная – два - три раза в неделю.

Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.

Развитие общих речевых навыков

-Продолжать работу по формированию правильного речевого дыхания. -Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. - Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. -Формирование умения выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость, осознанность.

Звукопроизношение - Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков. - Формировать правильное произношение звуков.

Работа над слоговой структурой слова

-Проговаривание слов, доступного слогового класса. Постепенно увеличивать сложность классов.

Развитие фонематических представлений -Учить подбирать слова на заданный гласный звук. -Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки. -Учить выделять начальный ударный гласный звук А У И в слогах и словах (Аня, ухо, игры и т. п.).

Лексика - Систематизировать знания по лексическим темам, закреплять названия зимних месяцев. Закрепить знания о зимующих птицах. Расширять представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристели. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.

- Уточнять понятия, расширять представления о материалах и инструментах. - Закреплять знания о новогоднем празднике. Закреплять знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается с 1 января. Дать представления о том, как встречают Новый год в разных странах. - Расширять знания о транспорте, формировать представления о видах транспорта, о профессиях на транспорте. - Закреплять и расширять знания о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребности трудиться. - Закреплять и расширять знания об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью инструментов. - Систематизировать представления о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширять представления о подготовке их к зиме. Формировать понимание роли человека в содержании домашних животных. - Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по изучаемым лексическим темам. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений.

Развитие грамматического строя речи (по всем лексическим темам)

- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.

- Знакомить со способами словообразования

- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи. - Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формирование умения употреблять сложные предлоги из-под, из-за. - Уточнять понимание значения глаголов с различными приставками, глаголы, обозначающие трудовые действия. - Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

Обучение связной речи (по всем лексическим темам) -Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием наглядного плана, по картинке (по картинкам, по серии картин) - Учить составлять короткие рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным. - Учить пониманию, толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц, загадок. - Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа и синтеза, классификация и обобщения. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

В итоге логопедической работы 2 этапа ребё нок должен:

- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами;

- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и их расположение на теле (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади);

- уметь пользоваться простой двух-трехсловной фразой включающей в себя усвоенные слова, распространять простое предложение прилагательным, использовать простые предлоги;

- уметь отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает, составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним или двумя действующими лицами (Дети спят на кроватях. Мама варит гороховый суп.)

- уметь составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - уметь грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам. - уметь услышать правильное и искаженное произнесение звука, слова, исправляет ошибку. правильно использовать в речи звуки (ж-ш) (л-ль, уметь их дифференцировать.

3 этап работы март - май 2021г.

Формы проведения занятий— фронтальная, подгрупповая, индивидуальная – два - три раза в неделю,

Продолжительность одного индивидуального занятия-15-20 минут.

Развитие общих речевых навыков.

- Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение стихов. - Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. - Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и легкое изменение по силе, высоте, тембру). - Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи. - Работать над выразительным чтением стихотворений. Выразительным исполнением ролей в играх – драматизациях, на вечерах досуга и утренниках. - Развивать и поощрять речевое творчество. - Совершенствовать чёткость дикции. - Закреплять умение правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.

Звукопроизношение

-Автоматизировать звуки в речи. - Проводить дифференциацию смешиваемых звуков.

Работа над слоговой структурой слова

-Постепенно увеличивать сложность произносимых слов. - Проговаривать двустишья и четверостишья.

Развитие фонематических представлений

- Упражнять в подборе слов на заданный звук, в различении гласных и согласных, в выделении звука из слова.

Лексика

- Обобщать представления о характерных явлениях в живой и неживой природе: увеличение длительности дня, таяние снега, ледоходе, появлении травы, набухании почек и появлении листьев, возвращение птиц. Познакомить с названиями весенних месяцев. Дать представления о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. - Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах, огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах. - формировать представления о космосе, о его освоении людьми. - Расширять знания о России. Воспитывать патриотические чувства к Родине. – Расширять представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. - Обобщать знания о жизни перелетных птиц поздней весной (строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). - Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по всем лексическим темам. - Расширять знания о родном поселке, о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной поселок. - Развивать понимание и умение объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.

Развитие грамматического строя речи

- Закреплять правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными. - Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов. - Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными. - Работать над коррекцией аграмматизмов в речи.

Обучение связной речи

- Совершенствовать умения полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта. - Побуждать к высказываниям и описаниям того, что видели. - Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. - Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно – логическое мышление, развивать речевой слух. - Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи. Стимулировать собственные высказывания. - Учить понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.

В итоге логопедической работы 3 этапа ребё нок должен:

- значительно улучшить звукопроизносительную сторону речи, автоматизировать новые звуки в словах, правильно использовать в речи ранее смешиваемые или заменяемые звуки;

- уметь отвечать на вопросы по теме распространенным предложением с использованием прилагательных и предлогов;

- рассказывать о событиях из личного опыта с контролем эмоциональной нагрузки при говорении (темп, дыхание, громкость) и сохранением темы повествования;

- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, понимать и использовать в речи предлоги и наречия (право, лево, вверху, внизу, впереди, сзади);

- рассказывать о полученных знаниях в соответствии с изученными лексическими темами.

Сроки динамического контроля Динамические показатели

Январь 2021 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Причины отрицательной или нулевой динамики___

___

___

Корректировка программы: продолжать работу по _ умению составлять описательные рассказы с опорой на наглядную схему о предметах на материале пройденных лексических тем. - умению грамотно задавать вопросы, отвечает на вопросы по небольшим текстам.

Май 2021 г.

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Причины отрицательной или нулевой динамики___

___

___

Корректировка программы: улучшать звукопроизносительную сторону речи, автоматизировать новые звуки в словах, правильно использовать в речи ранее смешиваемые или заменяемые звуки;

- рассказывать о событиях из личного опыта с контролем эмоциональной нагрузки при говорении (темп, дыхание, громкость) и сохранением темы повествования;

Публикации по теме:

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Индивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построенияИндивидуальный образовательный маршрут педагога: принципы построения Образование в течение всей жизни человека имеет следующие ценностные ориентиры развития: – овладение конкретным человеком способами организации.

Индивидуальный образовательный маршрут развития отстающего учащегося 2 класса государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос.

Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-классИндивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент). Мастер-класс Современные исследования, со всей очевидностью доказали, что эмоциональное благополучие ребенка, поддержка его индивидуальности и инициативы,.

Конспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленностиКонспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленности Задачи: Обучающие: - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение составлять контуры предметов из счётных палочек.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)»Мастер-класс «Индивидуальный образовательный маршрут (технологический компонент)» При реализации индивидуального образовательного маршрута перед нами возникла необходимость подобрать, различные средства, которое бы в полной.

Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент)Мастер-класс «Проектная деятельность в ДОУ» (индивидуальный образовательный маршрут — технологический компонент) Проектная деятельность - Педагогическая технология Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном.

Схема ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут дошкольников во второй младшей группы Если кто не знает, ФИО ребенка не показывается, даже проверяющим. ИОМ у меня проверила аттестационная комиссия и сочла его отличным. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 января 2022 в 16:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Разгуляева (УИ 295223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД