Комарова Светлана Павловна
Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, и, конечно же, мои собственные наблюдения за познавательной активностью у детей в процессе дидактических игр.
Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.
Дети почти не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.
Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Современная система дошкольного образования ориентирована на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Познавательная активность и является одной из форм развития инициативы у ребенка, проявляющаяся у него в поисковых действиях.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
- готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
- дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
- дети слабо владеют познавательными действиями.
Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.
Работу по данной проблеме строили в 3 этапа.
I.Подготовительный этап
• Изучение научно-педагогического опыта, методической литературы по данной проблеме;
• Выявление и оценка условий организации познавательной деятельности младших дошкольников;
• Организация познавательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;
• Разработка перспективного планирования по использованию дидактических игр для развития познавательной активности.
Проблему развития познавательной активности детей невозможно решить без активного участия родителей. С родителями было проведение анкетирование с целью изучения семейного опыта по развитию познавательной активности детей, родительское собрание по теме «Игры малышей», на котором родители познакомились с видами дидактических игр и пособий, консультации «Дидактические игры в жизни детей», семинар-практикум «Играем вместе». Также родители проявили активное участие в создании предметно-развивающей среды в группе.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлена познавательная среда в группе, который соответствует возрастным особенностям детей.
Организуя познавательную среду исходили из принципа доступности игрового материала детям в данный момент, помещали такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учётом безопасности, эстетики, наглядности.
Большую часть дидактических игр разработали сами.
II. Практический этап
Данный этап моей деятельности включал:
1. Образовательную деятельность с использование дидактических игр;
2. Выступление на пед. совете по теме.
3. Разработка методических рекомендаций в помощь родителям
4. Организация и проведение совместных детско-родительских праздников и викторин.
Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:
1 блок Совместная деятельность взрослого и детей:
• Занятия с включением дидактических игр.
Игры для занятий подбирались с учетом познавательного материала, который дети изучали.
Для занятий по математике подбирали игры с математическим содержанием, требующие умственного напряжения:
-игры головоломки;
-игры шутки;
-игры с занимательными вопросами.
В занятиях по развитию речи включали дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром проводили игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.
• Образовательная деятельность в режимных моментах: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические упражнения. Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности.
В процессе образовательной деятельности с детьми старались вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения. Совместная деятельность в ходе режимных моментов организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей. Дидактическая игра позволяет интересно и с пользой проводить режимные моменты. Одеваясь на прогулку - игра «Назови одним словом», умываясь – «Что бывает прозрачным?», на прогулке – «Чьи следы?» .На утренней гимнастике детям интересна игра «Весёлые акробаты», в которой человечки на картинках выполняли разные движения, а детям необходимо их повторить.
2. Блок – самостоятельная деятельность детей.
• Игры (дидактические, конструктивные, подвижные)
• Наблюдения
• Рассматривание иллюстраций
Взаимодействие с родителями включало в себя:
• Индивидуальное консультирование;
• Разработка методических рекомендаций в помощь родителям (памятки "Условия развития познавательное активности детей в семье", буклеты «Играем всей семьей» ит. д.);
• Тематические выставки с предложенным материалом;
• Организация и проведение совместных детско- родительских праздников и викторин («Знатоки клуба. Что, где, когда и как?»)
Для развития познавательной активности младших дошкольников были использованы следующие дидактические игры и упражнения:
1. Для развития любознательности: «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт.
2. Для развития познавательного интереса к окружающему, наблюдательности, способствуют дидактические игры в опытнической деятельности: «Что тонет, что не тонет», «Что из чего сделано?»
3. Дидактические игры на развитие познавательных процессов: «Что сначала - что потом?», «Выбери нужное», «Что это такое?».
III. Обобщающий этап
На обобщающем этапе мной был:
1. Пополнен методический кабинет картотекой дидактических игр 2. Проведен мастер-класса для воспитателей Родителями была организована фотовыставка «Играя – учимся, играя – познаём!», а также ими была пополнена домашняя игротека дидактическими играми для развития познавательной активности.
В результате включения дидактических игр в образовательный процесс достигнуты следующие результаты:
1. Возросло желание детей действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушкам.
2. Возрос познавательный интерес, любознательность детей.
3. Развитие у детей познавательных способностей:
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
- способов познания путем сенсорного анализа.
4. Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.
Дети проявляют эмоциональную вовлеченность и инициативность.