Венера Сайфулина
Индивидуальный маршрут развития и образования для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный
маршрут
развития
(образования)
для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
___
___
группа___
р. п. Межозерный 2017
Индивидуальный маршрут развития
ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, воспитанника ДОУ
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1. Ф. И. О. воспитанника___
2. Дата и место рождения ___
3. Социальный статус___
Публикация «Индивидуальный маршрут развития и образования для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Социальная справка ___
5. Адрес: по прописке ___
по месту проживания ___
телефон ___
6. Состав семьи ___
7. Сведения о родителях (законных представителях) :
а) статус ___
ФИО матери ___
год рождения ___
образование ___
место работы, должность___
особые отметки ___
б) статус ___
ФИО отца ___
год рождения ___
образование ___
место работы, должность___
особые отметки ___
8. Другие родственники ___
9. Жилищные условия: ___
10. Материальная обеспеченность семьи: ___
___
11. Пребывание в других детских учреждениях: ___
12. Дата поступления в МДОУ: ___
13. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок- инвалид :
от ___г. основной диагноз___
___
14. № удостоверения по инвалидности___ МСЭК №___
срок назначения___ продление ___ ИПР №___
15. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования : ___
16. Социальная характеристика семьи.
3. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №___от ___201 года).
На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
1. Общее состояние (причина инвалидности) ___
___
2. Физическое развитие ___
___
3. Неврология___
___
4. Зрение ___
___
5. Слух ___
___
6. Опорно-двигательный аппарат ___
___
7. Диагноз психиатра ___
___
8. Диагноз логопеда ___
___
9. Данные о текущем лечении___
10. Диспансерное наблюдение врачей специалистов___
___
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
При прохождении ПМПК
первичное обследование повторное обследование каждые 2 года
число, месяц, год число, месяц, год число, месяц, год
Заключение ПМПК
№ протокола Заключение ПМПК
№ протокола Заключение ПМПК
№ протокола
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Зам. заведующего по УВР – координатор ИРОМ, группы сопровождения.
1. Старший воспитатель 2. Воспитатели группы
3. Педагог-психолог 4. Медицинская сестра
5. Учитель-логопед 6. Руководитель по физвоспитанию
7. Музыкальный руководитель 8. Младший воспитатель
КОНСИЛИУМЫ
Группа
Год 20 / 20 / 20 / 20 /
Дата
Рекомендации
ПМПк ДОУ ___
___
___
___
___
___
___
___ ___
___
___
___ ___
___
___
___
Динамика развития
Успешность
усвоения ООП ДО
Мониторинг индивидуального
развития
Примечание: В случае не усвоения ООП ДО координатор направляет ИОМ на ПМПк ДОУ для корректировки. В случае несогласия родителей с рекомендациями ПМПк ДОУ они вправе обратиться в «Центр ПМСС».
Если в период реализации ИРОМ возникнут события, изменившие условия жизни воспитанника (длительная болезнь, изменение семейной ситуации и т. п.) то необходима корректировка ИРОМ, которая должна обсуждаться на ПМПк дошкольного образовательного учреждения.
IV. Рекомендации профильных специалистов.
педагог-психолог
Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям, педагогам дополнительного образования.
___
___
учитель-логопед Структура и степень нарушения речи. Причины неуспешности обучения.
___
воспитатели Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания.
Возможные причины кризисного состояния.
___
мл. воспитатель Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки
___
Специалисты
муз. рук
___
физ. рук
Медработник поликлиники
Выявляются причины психосоматического и нервнопсихического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.
___
V. План работы-алгоритм ведения сопровождения.
Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.
I. Подготовительный этап.
1. Наличие у воспитанника направления в МДОУ и заключения ПМПК МОУ «Центр ПМСС» с рекомендацией: «Обучение по программе дошкольного специального (коррекционного)обучения», либо с интегрированным обучением в общеобразовательной группе. Согласование программы обучения с планом индивидуальной реабилитации ребенка-инвалида МСЭ.
2. Выяснение причин кризисного состояния.
3. Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей МДОУ в реализации ИОМ.
4. Формирование команды сопровождения, назначение координатора ИОМ.
II. Составление ИРОМ.
• Проводится коллегиально и утверждается на ПМП консилиуме МДОУ, при учете ИПР;
• При отсутствии в МДОУ необходимых специалистов консультирование проводится в МОУ «Центр ПМСС», который обслуживает данное МДОУ;
• Диагностика и обследование проводится ПМП консилиумом МДОУ;
• Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании ПМПк;
Мероприятия:
1. Программы обучения и воспитания указать вид: общеобразовательная (интегрированная, специальная (коррекционная, индивидуальная (дополнительная) иная. (подчеркнуть)
2. Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки); (указать какие)
3. Дополнительные услуги профильных специалистов (коррекционные программы, тренинги, психотерапевтические методы, БОС-терапия, индивидуальные, групповые занятия); (указать какие)
4. Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты)
5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих, психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т. д.)
III. Результаты работы.
Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
1. Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.
2. Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.
3. Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.
4. Система работы с организацией промежуточных консилиумов.
5. Анализ всех проводимых консилиумов.
4. Основные особенности развития ребенка
По результатам комплексного обследования (педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед) и диагностики выявлено, что психологический возраст ребенка-инвалида приблизительно соответствует 3 годам (отставание на 1 год). Особенности моторики: малоподвижность, двигательная заторможенность, прихрамывание. Уровень общей моторики занижен: не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие. Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).
Особенности развития познавательной сферы:
- внимание – преобладает непроизвольное внимание, переключение нормальное, маленький объем внимания.
- восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 2 лет) и формы (2 года, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Выраженный интерес к знаку (букве, цифре, форме и цвету.
- память – хорошо развитая, преобладает зрительная память. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительное. Воспроизводит неполно, непоследовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.
- мышление – соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью взрослого. Понимание сюжетов со скрытым смыслом, метафор отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия со взрослым. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.
Личностные особенности
Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения.
Нарушения эмоционально-волевой сферы: эмоциональная близость с бабушкой-опекуном. Свою мать знает, но не принимает и потребности в ней не испытывает. Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека
Имеющиеся знания: уровень овладения общеобразовательной программой – низкий. В тоже время отмечается, что ребенок имеет определенный объем знаний по разделам «Ребенок и окружающий мир», «Сенсорное воспитание».
Уровень адаптивного поведения:
Отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание в норме.
Развитие речи (речевая карта)
Словарный запас достаточный, но не разнообразный (используется бытовая лексика, что обусловлено кругом общения. Недоразвитие фонематического слуха.
5. Долгосрочная цель сопровождения
Включение ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в функционирующую группу сверстников, подготовка к обучению в школе.
6. Использование ресурсов других учреждений.
Логопункт, детская поликлиника, школа, музыкальная школа, физкультурно-оздоровительный комплекс и другие учреждения социума
9. Срок реализации индивидуального маршрута.
С 01.09 .2017 года по 31.05.2018 года.
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ
№ Основные задачи Задействованные педагоги Направления работы
1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ) :
1 Выявление запросов семьи на образовательные услуги Заведующий
Зам. зав по УВР,
Ст. воспитатель
педагог • встречи с семьей, имеющих детей-инвалидов, ОВЗ анкетирование и опрос родителей
2 Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ Педагог-психолог,
Учитель-логопед,
педагог • обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
3 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • проведение методических мероприятий для задействованных педагогов
4 Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида (ОВЗ) в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости) Члены ПМП консилиума ДОУ • составление индивидуального образовательного маршрута
• реализация индивидуальной образовательной программы
5 Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) Члены ПМП консилиума ДОУ • комплексное изучение семьи и составление социального паспорта семьи
6 Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом Педагог • работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков
7 Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида, (ОВЗ) Медраб. поликлин.
Инстр по физразвитию • медико-психолого- педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида, (ОВЗ)
• медицинское сопровождение
• осуществление связи со специалистами поликлиники
2 этап – этап обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ) с частичным включением в среду нормально развивающихся детей для детей раннего возраста и их родителей - октябрь 2017 – май 2018 г.
1 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы педагог,
педагог-психолог,
логопед • коррекционно-развивающая работа на основании индивидуальной образовательной программы
2 Подбор технологий социализации в условиях ГКП, осуществление социализации. воспитатель ГКП,
педагог • развивающая адаптационная работа по программе ГКП для детей раннего возраста и их родителей
3 Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • проведение методических мероприятий для задействованных педагогов
4 Начальная подготовка участников педагогического процесса к включению ребенка-инвалида (ОВЗ) в группу нормально развивающихся сверстников Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников
5 Сохранение и укрепление здоровья ребенка- инвалида (ОВЗ) Медраб. поликлин.
Инстр по физразвитию • медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида (ОВЗ) по плану
3 этап – этап индивидуального обучения и воспитания ребенка-инвалида (ОВЗ) в ДОУ с частичным включением в среду нормально развивающихся сверстников функционирующих групп ДОУ – июнь 2017 – май 2018 г.
1 Подбор технологий социализации в условиях функционирующей группы, осуществление Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • корректировка и реализация индивидуальной образовательной программы
2 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • сопровождение ситуации включения ребенка-инвалида в группу нормально развивающихся сверстников (включение в игровую деятельность, в праздники, досуги, развлечения, проводимые в ДОУ).
• проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители)
• составление графика посещения группы ребенком-инвалидом
3 Разработка плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида
Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • проведение методических мероприятий для задействованных педагогов
• составление графика посещения группы ребенком-инвалидом (ОВЗ)
4 Сохранение и укрепление
здоровья ребенка- инвалида Медраб. поликлин.
Инстр по физразвитию • медицинское сопровождение
• осуществление связи со специалистами поликлиники
4 этап – группа комбинированного вида: частичная (полная)интеграция ребенка-инвалида (ОВЗ) в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – июнь 2017 – май 2018 г.
1 Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы
педагог,
старший воспитатель • корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы
2 Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе педагог,
старший воспитатель • индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций
• формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе
3 Координация работы с семьей ребенка-инвалида педагог,
старший воспитатель • медико-психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка-инвалида по плану
4 Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде
Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • использование игровых технологий социализации
5 Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде) Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида, ОВЗ в социум
6 Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида,ОВЗ (родители – ребенок – ДОУ – школа) Ст. воспитатель
Педагог-психолог,
Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк • организационное взаимодействие со школой по организации преемственности
• определение оптимального продолжения образовательного маршрута
7 Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида Медраб. поликлин.
Инстр по физразвитию • медицинское сопровождение
• осуществление связи со специалистами детской поликлиники
Самое интересное в группе детского сада ___
Самое неинтересное ___
Ситуация вызывающая беспокойство___
Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Данная информация должна быть объективной и достоверной.
• Факторная структура отношений со сверстниками
Фактор Доминирующие состояния Противоположные состояния
Вражда
Дружба
Жадность
Щедрость
Злость
Доброта
Лживость
Правдивость
Драчливость
Агрессивность
Спокойствие
Зависть
Искренность
Грубость
Вежливость
Коррекционная работа___
Знания об отношении ребенка к занятиям, проблемах и трудностях возникающих при изучении отдельных тем на специальных занятиях, позволят специалистам МДОУ своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
• НОД (непосредственная образовательная деятельность воспитанников).
Образовательные области Мнение ребенка Мнение родителей Мнение воспитателя
Занимается с удовольствием
Образовательные области вызывающие трудности
Дополнительные занятия.
• Мотивация познавательной деятельности.
Определение сформированности мотивов к познанию. Выделяется ведущий мотив, анализируются содержание и обоснование мотива, его осознанность.
Педагогическое сопровождение.
Карта развития воспитанника МДОУ
группа Осень Зима Весна Лето
9 10 11 В 12 1 2 В 3 4 5 В 6 7 8 В
здоровье Группа здоровья
Сколько раз болел
Кол-во дней, пропущенных по болезни
Социально-личностное развитие Отношение к д/с
Общение с детьми
Общение со взрослыми
Самостоятельность
Активность, инициативность
Оценку уровня личностного развития детей в конце каждого года обучения следует проводить на основании требований ООП ДО и СКП. Самое главное - обеспечить усвоение базового минимума знаний. Заполнение карты проводится в начале каждого учебного года и по его окончанию, в течение всего периода обучения и воспитания в дошкольном учреждении на основании показателей диагностических карт развития, и на основании ваших личных наблюдений и анализа результатов продуктов деятельности ребенка.
Шкала оценки: норма – 3
неопределенное или невыраженное – 2
отрицательное или отсутствует – 1.
• Показатели первого и второго блоков отражают степень адаптации ребенка в ДОУ.
• К блоку «Здоровье». Дети, которые болеют ОРВИ более четырех раз в году, относятся к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ). Частые пропуски по болезни – это первый сигнал, свидетельствующий о перенапряжении организма и нарастающем утомлении. Следует помнить, что даже одно заболевание, продолжительностью более трех дней, «выключает» ребенка из учебного процесса: отмечается быстрая утомляемость, раздражительность, снижение учебно-познавательных возможностей.
• К графе «Интеллектуальные умения». Рекомендуемые критерии и баллы оценки:
3 – правильно определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерности;
2 – задания, требующие анализа, обобщения, установления закономерности, выполняет со стимулирующей помощью взрослых;
1 – выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение следующего задания;
0 – нуждается в обучающей помощи взрослого, воспринимает помощь с трудом,
самостоятельный перенос не осуществляется.
• Интересы и склонности ученика (посещение кружков, секций, студий и т. п.).
• Оказание помощи в выборе занятий и поддерживание интереса.
Работа с семьей.
1. Изучение семьи.
2. Социальные проблемы, потребности семьи в организации обучения и воспитания.
3. Патронаж семьи на дому (2 раза в год, при необходимости чаще).
4. Анализ неблагоприятных условий и стиля семейного воспитания и его влияния на
поведение и успехи ребенка.
5. Информирование и консультирование семьи по вопросам психолого-пегагогической
реабилитации.
Консилиумная деятельность профильных специалистов образовательного учреждения по сопровождению обучающихся.
Психолого-медико-педагогический консилиум, ориентированный на работу с детьми, с проблемами в развитии и здоровье, а также с теми, кто испытывает трудности в обучении, проблемы в поведении и адаптации, может проходить в двух режимах:
— экспертная деятельность профильных специалистов образовательного учреждения;
— сопровождение тех детей, которые нуждаются в специализированной помощи.
Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.