МААМ-картинки

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»

Елена Нестерова
Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы

I.Тема занятия: “Советы Михаилу”.

Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”.

II. Программное содержание.

Цель:. постановка звука [Л] в рамках ранее изученных лексических тем “Овощи-фрукты”, “Дикие животные и детеныши”, изучаемой темы “Посуда”.

Коррекционно-образовательные задачи:

- корректировать произношение звука [Л];

- знакомить с графическим образом буквы [Л];

- активизировать словарь: совершенствовать навыки использования слов-обобщений: овощи, фрукты, дикие животные, детеныши, посуда;

Публикация «Индивидуальное занятие „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах

- обогощать словарь: уточнять знание о предметах: бокал, кружка, пиала, салатница, молочник. О понятиях: дно, стенки, звук, буква;

- совершенствовать грамматические средства языка: закреплять умения практического образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам, закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать артикуляционную моторику: умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики: чашечка, парус, болтушка, птенчики;

- развивать фонематический слух: умение опознавать звук [Л] в словах на слух, дифференцировать звуки [Л], [Л’] в словах на слух;

- развивать интонационную выразительность речи: умение произносить слово с повествовательной, с вопросительной, с восклицательной интонацией;

- развивать плавный и длительный выдох;

- развивать связную речь: совершенствовать умение составлять описание фрукта;

- развивать внимание;

- развивать память;

- развивать мышление;

- развивать общую моторику: совершенствовать умение перепрыгивать через предмет.

Воспитательные задачи:

- воспитывать навыки взаимодействия;

- воспитывать навыки взаимопомощи;

- воспитывать активность;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать трудолюбие.

III. Предварительная работа.

Определение уровня речевого развития.

Определение уровня развития мелкой и общей моторики.

Знакомство с артикуляционным аппаратом.

Знакомство с механизмом образования звука [Л].

Постановка звука [Л] по подражанию, с опорой на артикуляционный профиль звука [Л] и словесную инструкцию.

Выделение звука [Л] из ряда звуков типа: [Ы, Н, В, Л’ ].

Выделение звука [Л] в слогах на слух.

Дифференциация звуков [Л], [Л’] на слух.

Знакомство с темами “Овощи и фрукты”, “Дикие животные и их детеныши”, “Части тела человека”, “Посуда”.

Выполнение пальчиковой гимнастики “Чашечка”, “Шар”.

IV. Оборудование:

- настенное зеркало, настольное зеркало;

- столы;

- стулья;

- магнитная доска, магниты;

- картинки “Артикуляционная гимнастика”: птенчики, чашечка, парус;

- школьная тетрадь;

- посуда (натуральные предметы): стеклянные тарелка, бокал, стакан (с водой, салатница; фаянсовые молочник, пиала, кружка, чашка;

- салфетки;

- лист бумаги;

- карандаш;

- фрагменты картинок (лимоны, апельсины, лук, лоси, белки, олени);

- картины (лимоны, апельсины, лук, свекла, яблоки, лоси, белки, олени);

- мешок с предметами (лимон, молочник, яблоко, огурец, баклажан, вилка);

- картинный план описания фруктов;

- указка;

- 6 обручей среднего размера;

- буква [Л] (карточки);

- картинка “Найди буквы [Л]”;

- бумажные цифры (2, 3);

-мыльные пузыри.

Ход занятия.

I.Вступительная часть (3 мин).

Организационный момент.

Логопед показывает тетрадь ребенку.

Логопед: Перед нами тетрадь, которую дал мне школьник Миша. Предлагаю посмотреть в ней работы. Миша допустил во время письма мало или много ошибок?

Ребенок: Много.

Л: Михаил обратился за советами, что делать, чтобы ошибок не было. Ученик второго класса пишет так: “ Из стека деают бокаы, тареку, стакан, саатницу. ”

Надо было написать: “ Из стекла делают бокалы, тарелку, стакан, салатницу. ”

(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)

“Из фаянса деают фаянсовый моочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиау, фаянсовую кружку. ”

Без ошибок звучит так: “Из фаянса делают фаянсовый молочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиалу, фаянсовую кружку. ”

(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)

Я беседовала с Мишей. Он не может произносить звук [Л], из-за этого слова пишет с ошибками.

У тебя тоже не получается произносить звук [Л].

Чтобы писать без ошибок и дать Михаилу советы, надо научиться произносить звук [Л]. Ты согласен?

Р: Да!

Л: Начинаем!

II. Основная часть (15 мин).

1. Артикуляционная гимнастика

Л: Выполняем артикуляционные упражнения. Это будет советом и для Миши.

(Логопед показывает упражнение, дает словесную инструкцию, показывает картинку).

“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту.

“Парус”- улыбнуться, приоткрыть рот, коником языка с силой упереться верхние зубы.

“Болтушка”- напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца и не закрывают зубов. Челюсти неподвижны, работает только язык.

“Чашечка”- высунуть язык, кончик языка и края загнуть так, чтобы образовалась чашечка. Зубов не касаться.

2. Пальчиковая гимнастика.

Л: Выполним чашечку руками: обе ладони ставим на ребро и соединяем “ковшиком”. Все пальцы, кроме большого, правой руки кладем сверху на все пальцы, кроме большого, левой руки. У чашечки есть донышко и стеночки.

(Демонстрируется посуда)

3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Л: Выполним упражнения “Чашечки”.

Исходное положение.

Рот открыт, язык спокойно лежит во рту. Кисти рук ладонями вверх лежат на столе.

На счет “раз”- сделать чашечку языком и чашечку ручками.

На счет “два”- исходное положение.

(Выполнять три раза).

4. Постановка звука [Л].

(Вызывание межзубного [Л])

Л: Следующие задания выполняем по плану, который я буду рисовать.

1-высовываем язык и прикусываем его зубами по середине (рисунок)

2-я давлю тебя пальцами на плечо, тебе больно?

Р: Нет

Л: А ты чувствуешь надавливание?

Р: Да

Л: Так же ты должен чувствовать надавливание зубами на язык. Прикуси язык.

Пальчиковая гимнастика “Шар”

Л: Локти рядом ставим на стол. Ладони подняты вверх, основания кистей прижимаем друг к другу. Большие пальцы прижаты друг к другу. Подушечки пальцев, кроме больших, давят друг на друга.

Так же давят зубы на язык во время прикусывания. Прикусываем язык зубами.

Я рисую корабль. Послушай звук, который он издает - [Л] (логопед прикусывает при этом язык.)

Повтори- [Л].

Р: [Л]

Л: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-широко открываем рот.

Я рисую круг.

Усложняем задание: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-произносим звук [А].

“ЛА”.

Повтори.

Р: “ЛА. ”

Второй способ постановки звука [Л]- с опорой на словесную инструкцию перед зеркалом. (Произнесение длительного звука [Л]).

Л: Сделаем язык чашечкой и поднимем к альвеолам. Включить голос (гудим как корабль). Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Ладонь, поднесенная ко рту, ощущает теплый поток воздуха.

Я рисую план действий: чашечку, стрелочку вверх, корабль.

5. Физминутка.

Л: Предлагаю поиграть в игру “ Назови целое” и найти еще один совет Михаилу.

Перед нами обручи и карточки. Карточки- это картинные фрагменты предметов. Надо прыгнуть в первый обруч, взять карточку, не выходя из обруча, назвать предмет или предметы по их картинным фрагментам. Из 1 обруча во 2, из 2-в 3, выполняя задания по карточкам. Выпрыгнуть из третьего обруча.

Выполняем вместе.

(Ребенок называет слова “лимоны, олени, апельсины”, логопед- “лоси, лук, белки”.

Разрезные картинки сложишь вечером, а на доску помещаем целые изображения.

(Ребенок из множества картин выбирает нужные).

6. Развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной и выразительной речи.

Л: Давай оставим на доске только те картинки, в название которых слышится звук [Л] и уберем лишние.

(Логопед утрированно произносит в словах звуки [Л], [Л’]: “Лук, лимоны, апельсины, белки, олени, лоси”.

Ребенок убирает “лимоны, апельсины, олени”).

Л: Достань на ощупь из мешка один из убранных фруктов.

(Ребенок достает лимон).

Л: Назови фрукт ласково.

Р: Лимончик.

Л: Назови ласково детеныша дикого животного, который был на убранной картинке.

Р: Олененочик.

Л: Опиши, лимон какой? Можно воспользоваться планом.

(Выставляется картинный план).

Р: Лимон желтый, овальный, твердый, шершавый, кислый.

Л: Достань из мешочка на ощупь предмет посуды, назови его ласково.

(Ребенок достает молочник).

Р: Молочничик.

Л: Ты произнес слово с повествовательной интонацией. Произнеси “молочничик” с вопросительной интонацией.

Р: Молочничик?

Л: С восклицательной интонацией.

Р: Молочничик!

Л: Молочничик сделан из пластмассы, он какой?

Р: Пластмассовый.

Л: Поставь пластмассовый молочник рядом с молочником, сделанным из фаянса.

(Ребенок выполняет задание).

Л: Этот молочник какой?

(Показывает на фаянсовый молочник).

Р: Фаянсовый молочник.

Л: На столе размещены предметы, в названии которых тоже слышится звук [Л]. Дотронься указкой до предмета, если услышишь в слове звук [Л].

“ Молочник, кружка, бокал, стакан, тарелка, салатница, пиала”.

(Ребенок выполняет задание).

Л: Как назвать все эти слова одним словом.

Р: Посуда.

7. Графическое восприятие буквы Л.

Л:Существует значительное количество предметов, в которых мы слышим звук [Л], а при написании слов пишем букву Л.

Вот так может выглядеть буква Л.

(Демонстрируется написание буквы).

Так можно писать букву Л.

Букву мы видим и пишем.

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди самую большую букву Л на картинках, обведи ее указательным пальцем, макнув его в воду.

(Ребенок выполняет на картинке “Найди букву Л”).

Л: Остальные буквы обведи вечером.

Даем следующий совет Мише: внимательно слушать, чтобы слышать в словах звук [Л] и писать в них букву Л.

8. Развитие плавного и длительного выдоха.

Предлагаю заколдовать мишину тетрадь. Сдуть с нее плохие оценки.

Только есть одно условие: вдох делаем носом (логопед показывает, выдох-ртом и следим, чтобы щеки не надувались.

(На тетрадь кладутся бумажные тройка и двойка, сдуваются).

III. Заключительная часть (2 мин).

Л: Итак, даем советы Михаилу, чтобы он писал без ошибок.

1-Научиться произносить звук [Л], для этого выполнять артикуляционные упражнения.

А какое упражнение для тебя было самым трудным? Самым легким?

2- Слушать внимательно, чтобы слышать звук [Л] в словах и писать в них букву Л.

Миша благодарит нас за советы и передает тебе мыльные пузыри, только дуть нужно, соблюдая правила: вдох- носом, выдох- ртом, щеки не надуваются. Тренируйся!

Ты молодец! Завтра у тебя все получится еще лучше, чем сегодня!

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по теме «Автоматизация звука [C] в словосочетаниях, предложениях для детей с ОВЗ»Индивидуальное занятие по теме «Автоматизация звука [C] в словосочетаниях, предложениях для детей с ОВЗ» Индивидуальное занятие по теме: «Автоматизация звука [ C] в словосочетаниях, предложениях. (для детей с ОВЗ) Цели: - обучать правильному.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах и в словосочетаниях» Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизация звука [Р] в словах и словосочетаниях. I Коррекционно – образовательные задачи: 1.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях» Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [ж] в словах и предложениях». Учитель – логопед Зарипова Айсылу.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [С] в слогах и словах со стечением согласных Автоматизация С в слогах и словах со стечением согласных. Цель: автоматизировать звук С в слогах и словах со стечением согласных. Задачи:.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые»Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в рамках лексической темы «Насекомые» Индивидуальное логопедическое занятие по лексической теме «Насекомые», автоматизация звука IРI. Задачи: Образовательные: - закреплять.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Р] в словах со звукосочетаниями тр, др» Цель: Добиться правильного произношения звука Р в словах со звукосочетаниями ТР, ДР Задачи: Коррекционно-образовательные: Упражнять.

Индивидуальное занятие «Автоматизации звука [С]» Коррекционно-образовательные цели: Закрепить правильное произношение звука [с] в словах. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Л] «Путешествие веселого самолетика» Формирование правильной артикуляционной моторики и звукопроизношения посредством приемов биоэнергопластики Индивидуальное занятие по автоматизации.

Индивидуальное занятие по логопедии «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» Цель занятия: Уточнение правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях; Задачи: Коррекционно-образовательные: Упражнять.

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах Индивидуальное логопедическое занятие на автоматизацию звука [Л] в словах. Цель: Автоматизация звука [Л] в словах. Задачи: Коррекционные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»
Опубликовано: 5 января 2018 в 13:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Нестерова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД