Елена Нестерова
Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
I.Тема занятия: “Советы Михаилу”.
Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”.
II. Программное содержание.
Цель:. постановка звука [Л] в рамках ранее изученных лексических тем “Овощи-фрукты”, “Дикие животные и детеныши”, изучаемой темы “Посуда”.
Коррекционно-образовательные задачи:
- корректировать произношение звука [Л];
- знакомить с графическим образом буквы [Л];
- активизировать словарь: совершенствовать навыки использования слов-обобщений: овощи, фрукты, дикие животные, детеныши, посуда;
Публикация «Индивидуальное занятие „Постановка звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- обогощать словарь: уточнять знание о предметах: бокал, кружка, пиала, салатница, молочник. О понятиях: дно, стенки, звук, буква;
- совершенствовать грамматические средства языка: закреплять умения практического образования относительных прилагательных со значением соотнесенности к различным материалам, закреплять навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную моторику: умение выполнять упражнения артикуляционной гимнастики: чашечка, парус, болтушка, птенчики;
- развивать фонематический слух: умение опознавать звук [Л] в словах на слух, дифференцировать звуки [Л], [Л’] в словах на слух;
- развивать интонационную выразительность речи: умение произносить слово с повествовательной, с вопросительной, с восклицательной интонацией;
- развивать плавный и длительный выдох;
- развивать связную речь: совершенствовать умение составлять описание фрукта;
- развивать внимание;
- развивать память;
- развивать мышление;
- развивать общую моторику: совершенствовать умение перепрыгивать через предмет.
Воспитательные задачи:
- воспитывать навыки взаимодействия;
- воспитывать навыки взаимопомощи;
- воспитывать активность;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать трудолюбие.
III. Предварительная работа.
Определение уровня речевого развития.
Определение уровня развития мелкой и общей моторики.
Знакомство с артикуляционным аппаратом.
Знакомство с механизмом образования звука [Л].
Постановка звука [Л] по подражанию, с опорой на артикуляционный профиль звука [Л] и словесную инструкцию.
Выделение звука [Л] из ряда звуков типа: [Ы, Н, В, Л’ ].
Выделение звука [Л] в слогах на слух.
Дифференциация звуков [Л], [Л’] на слух.
Знакомство с темами “Овощи и фрукты”, “Дикие животные и их детеныши”, “Части тела человека”, “Посуда”.
Выполнение пальчиковой гимнастики “Чашечка”, “Шар”.
IV. Оборудование:
- настенное зеркало, настольное зеркало;
- столы;
- стулья;
- магнитная доска, магниты;
- картинки “Артикуляционная гимнастика”: птенчики, чашечка, парус;
- школьная тетрадь;
- посуда (натуральные предметы): стеклянные тарелка, бокал, стакан (с водой, салатница; фаянсовые молочник, пиала, кружка, чашка;
- салфетки;
- лист бумаги;
- карандаш;
- фрагменты картинок (лимоны, апельсины, лук, лоси, белки, олени);
- картины (лимоны, апельсины, лук, свекла, яблоки, лоси, белки, олени);
- мешок с предметами (лимон, молочник, яблоко, огурец, баклажан, вилка);
- картинный план описания фруктов;
- указка;
- 6 обручей среднего размера;
- буква [Л] (карточки);
- картинка “Найди буквы [Л]”;
- бумажные цифры (2, 3);
-мыльные пузыри.
Ход занятия.
I.Вступительная часть (3 мин).
Организационный момент.
Логопед показывает тетрадь ребенку.
Логопед: Перед нами тетрадь, которую дал мне школьник Миша. Предлагаю посмотреть в ней работы. Миша допустил во время письма мало или много ошибок?
Ребенок: Много.
Л: Михаил обратился за советами, что делать, чтобы ошибок не было. Ученик второго класса пишет так: “ Из стека деают бокаы, тареку, стакан, саатницу. ”
Надо было написать: “ Из стекла делают бокалы, тарелку, стакан, салатницу. ”
(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)
“Из фаянса деают фаянсовый моочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиау, фаянсовую кружку. ”
Без ошибок звучит так: “Из фаянса делают фаянсовый молочник, фаянсовую чашку, фаянсовую пиалу, фаянсовую кружку. ”
(Логопед показывает предметы посуды, стоящие ранее на отдельном столе и закрытые салфеткой.)
Я беседовала с Мишей. Он не может произносить звук [Л], из-за этого слова пишет с ошибками.
У тебя тоже не получается произносить звук [Л].
Чтобы писать без ошибок и дать Михаилу советы, надо научиться произносить звук [Л]. Ты согласен?
Р: Да!
Л: Начинаем!
II. Основная часть (15 мин).
1. Артикуляционная гимнастика
Л: Выполняем артикуляционные упражнения. Это будет советом и для Миши.
(Логопед показывает упражнение, дает словесную инструкцию, показывает картинку).
“Птенчики”- рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту.
“Парус”- улыбнуться, приоткрыть рот, коником языка с силой упереться верхние зубы.
“Болтушка”- напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца и не закрывают зубов. Челюсти неподвижны, работает только язык.
“Чашечка”- высунуть язык, кончик языка и края загнуть так, чтобы образовалась чашечка. Зубов не касаться.
2. Пальчиковая гимнастика.
Л: Выполним чашечку руками: обе ладони ставим на ребро и соединяем “ковшиком”. Все пальцы, кроме большого, правой руки кладем сверху на все пальцы, кроме большого, левой руки. У чашечки есть донышко и стеночки.
(Демонстрируется посуда)
3. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Л: Выполним упражнения “Чашечки”.
Исходное положение.
Рот открыт, язык спокойно лежит во рту. Кисти рук ладонями вверх лежат на столе.
На счет “раз”- сделать чашечку языком и чашечку ручками.
На счет “два”- исходное положение.
(Выполнять три раза).
4. Постановка звука [Л].
(Вызывание межзубного [Л])
Л: Следующие задания выполняем по плану, который я буду рисовать.
1-высовываем язык и прикусываем его зубами по середине (рисунок)
2-я давлю тебя пальцами на плечо, тебе больно?
Р: Нет
Л: А ты чувствуешь надавливание?
Р: Да
Л: Так же ты должен чувствовать надавливание зубами на язык. Прикуси язык.
Пальчиковая гимнастика “Шар”
Л: Локти рядом ставим на стол. Ладони подняты вверх, основания кистей прижимаем друг к другу. Большие пальцы прижаты друг к другу. Подушечки пальцев, кроме больших, давят друг на друга.
Так же давят зубы на язык во время прикусывания. Прикусываем язык зубами.
Я рисую корабль. Послушай звук, который он издает - [Л] (логопед прикусывает при этом язык.)
Повтори- [Л].
Р: [Л]
Л: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-широко открываем рот.
Я рисую круг.
Усложняем задание: 1-прикусываем язык, 2-гудим как корабль, 3-произносим звук [А].
“ЛА”.
Повтори.
Р: “ЛА. ”
Второй способ постановки звука [Л]- с опорой на словесную инструкцию перед зеркалом. (Произнесение длительного звука [Л]).
Л: Сделаем язык чашечкой и поднимем к альвеолам. Включить голос (гудим как корабль). Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [Л]. Зубы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Ладонь, поднесенная ко рту, ощущает теплый поток воздуха.
Я рисую план действий: чашечку, стрелочку вверх, корабль.
5. Физминутка.
Л: Предлагаю поиграть в игру “ Назови целое” и найти еще один совет Михаилу.
Перед нами обручи и карточки. Карточки- это картинные фрагменты предметов. Надо прыгнуть в первый обруч, взять карточку, не выходя из обруча, назвать предмет или предметы по их картинным фрагментам. Из 1 обруча во 2, из 2-в 3, выполняя задания по карточкам. Выпрыгнуть из третьего обруча.
Выполняем вместе.
(Ребенок называет слова “лимоны, олени, апельсины”, логопед- “лоси, лук, белки”.
Разрезные картинки сложишь вечером, а на доску помещаем целые изображения.
(Ребенок из множества картин выбирает нужные).
6. Развитие фонематического слуха, формирование лексико-грамматических средств языка, развитие связной и выразительной речи.
Л: Давай оставим на доске только те картинки, в название которых слышится звук [Л] и уберем лишние.
(Логопед утрированно произносит в словах звуки [Л], [Л’]: “Лук, лимоны, апельсины, белки, олени, лоси”.
Ребенок убирает “лимоны, апельсины, олени”).
Л: Достань на ощупь из мешка один из убранных фруктов.
(Ребенок достает лимон).
Л: Назови фрукт ласково.
Р: Лимончик.
Л: Назови ласково детеныша дикого животного, который был на убранной картинке.
Р: Олененочик.
Л: Опиши, лимон какой? Можно воспользоваться планом.
(Выставляется картинный план).
Р: Лимон желтый, овальный, твердый, шершавый, кислый.
Л: Достань из мешочка на ощупь предмет посуды, назови его ласково.
(Ребенок достает молочник).
Р: Молочничик.
Л: Ты произнес слово с повествовательной интонацией. Произнеси “молочничик” с вопросительной интонацией.
Р: Молочничик?
Л: С восклицательной интонацией.
Р: Молочничик!
Л: Молочничик сделан из пластмассы, он какой?
Р: Пластмассовый.
Л: Поставь пластмассовый молочник рядом с молочником, сделанным из фаянса.
(Ребенок выполняет задание).
Л: Этот молочник какой?
(Показывает на фаянсовый молочник).
Р: Фаянсовый молочник.
Л: На столе размещены предметы, в названии которых тоже слышится звук [Л]. Дотронься указкой до предмета, если услышишь в слове звук [Л].
“ Молочник, кружка, бокал, стакан, тарелка, салатница, пиала”.
(Ребенок выполняет задание).
Л: Как назвать все эти слова одним словом.
Р: Посуда.
7. Графическое восприятие буквы Л.
Л:Существует значительное количество предметов, в которых мы слышим звук [Л], а при написании слов пишем букву Л.
Вот так может выглядеть буква Л.
(Демонстрируется написание буквы).
Так можно писать букву Л.
Букву мы видим и пишем.
Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди самую большую букву Л на картинках, обведи ее указательным пальцем, макнув его в воду.
(Ребенок выполняет на картинке “Найди букву Л”).
Л: Остальные буквы обведи вечером.
Даем следующий совет Мише: внимательно слушать, чтобы слышать в словах звук [Л] и писать в них букву Л.
8. Развитие плавного и длительного выдоха.
Предлагаю заколдовать мишину тетрадь. Сдуть с нее плохие оценки.
Только есть одно условие: вдох делаем носом (логопед показывает, выдох-ртом и следим, чтобы щеки не надувались.
(На тетрадь кладутся бумажные тройка и двойка, сдуваются).
III. Заключительная часть (2 мин).
Л: Итак, даем советы Михаилу, чтобы он писал без ошибок.
1-Научиться произносить звук [Л], для этого выполнять артикуляционные упражнения.
А какое упражнение для тебя было самым трудным? Самым легким?
2- Слушать внимательно, чтобы слышать звук [Л] в словах и писать в них букву Л.
Миша благодарит нас за советы и передает тебе мыльные пузыри, только дуть нужно, соблюдая правила: вдох- носом, выдох- ртом, щеки не надуваются. Тренируйся!
Ты молодец! Завтра у тебя все получится еще лучше, чем сегодня!