Елена Паламар
Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОВЗ с дизартрией «Автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях«
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие во 2-ом классе с учащимся с ОВЗ со стертой формой дизартрии.
Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях.
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в словах, словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- автоматизировать звук [ш] в словах, словосочетаниях;
- формировать умение образовывать множественное число имен существительных;
- расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком с ОВЗ с дизартрией „Автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях„» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- способствовать нормализации мышечного тонуса;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- формирование звукового анализа;
- развивать фонематическое восприятие;
- формирование лексико-грамматической стороны речи;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- развивать речевое дыхание, интонационно-мелодическую сторону речи;
- расслабление мышц лица и всего тела;
- ориентация в собственном теле и в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки доброжелательности;
- воспитывать положительное отношение к занятию.
- воспитание культуры коммуникации, умения внимательно слушать педагога.
Оборудование: ноутбук, картинка тучки с капельками дождя, зеркало, картинки со словами, мячик, ножницы, мыльные пузыри, перо.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие.
II. Основная часть.
1. Релаксация. Общее расслабление – «Путешествие на облаке».
- Сядь удобно, облокотись на спинку стула, положи руки на колени, опусти голову вниз, расслабь руки, ноги, плечи. Сделай вдох (через нос, затем глубокий выдох (через рот). Закрой глаза, расслабься, слушай музыку и представляй то, что услышишь. Я приглашаю тебя в путешествие на облаке.
«Путешествие на облаке».
- Прыгни на белое пушистое облако, похожее на гору из мягких подушек. Почувствуй, как ноги, спина, руки, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Здесь, высоко в небе, все тихо и спокойно. Ты дышишь легко и свободно. Пусть облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив. Постарайся представить это место. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на своё место в классе. Слезь с облака и понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Открой глаза (музыка выключается). Потянись, выпрямись и будь бодрым и внимательным (всё показывать на себе).
- Посмотри, перед тобой появилось облако, оно какое? (с капельками дождя и грустное). В каждой капельке спрятано задание, давай выполним все задания, и облако станет светлым, приветливым и радостным (логопед предлагает оборвать капельку № 1).
2. Упражнения для восстановления подвижности мимической и артикуляционной мускулатуры. (Капелька №1, делаем перед зеркалом вместе).
- нахмурь брови, «рассердись», расслабь брови/лицо (3 р);
- подними брови вверх, «удивись», расслабь брови/лицо (3 р);
- подмигни сначала левым глазом, затем правым (3 р);
- надуй щеки (считаю до 5) – расслабь лицо (3 р);
- улыбка-трубочка (3 р);
- «конфета».
- Молодец! Убирай зеркало! (логопед предлагает оборвать капельку № 2).
3. Работа над дыханием и голосообразованием (капелька №2).
- Сейчас мы с тобой вспомним, как правильно делать вдох и выдох. Короткий вдох через нос – пауза – выдох через рот, щеки не надуваем, губы в трубочке. Логопед надувает мыльный пузырь и предлагает ребенку надуть пузырь самостоятельно, правильно сделав вдох и выдох. Затем сдуваем перо с ладони. Теперь вспомним, как правильно произносить звук [ш] : сделай короткий вдох носом – на выдохе произнеси звук : [ш-ш-ш], губы округлены, кончик языка вверху, горло не дрожит.
– Молодец! (логопед предлагает оборвать капельку № 3).
4. Массаж лица (выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения) (Капелька №3). Выполняем перед зеркалом! Перед этим логопед просит показать ребенка, где находится: лоб, щеки, уши, нос, подбородок.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли, (Раздвинутые пальцы рук растирает лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А теперь погладим пальцами мы щечки. (Поглаживание от крыльев носа к ушам)
А потом от носа мы к губам “стекаем”. (Носогубные складки массируем движениями по спирали)
Гладим подбородок, гладим, растираем. (Поглаживание, пощипывание, постукивание раздвинутыми пальцами от ушей до середины подбородка и назад).
- Молодец! (логопед предлагает оборвать капельку № 4).
5. Развитие фонематического восприятия и формирование звукового анализа. (Капелька № 4).
- Я буду называть слова, а ты должен «словить» (хлопнуть в ладоши) только те, в которых услышишь звук [ш] и определить, где находится этот звук : в начале, середине или в конце: зубы, шкаф, чай, камыш, цирк, кошка, сумка, жаба, шуба, сова, душ, сок, машина, жук.
- Молодец! (логопед предлагает оборвать капельку № 5).
6. Пальчиковая гимнастика с использованием кинезиологических упражнений (сначала правая рука, потом левая, потом две вместе). (Капелька №5).
Как сожму я кулачок (сжать руки в кулачки,
Да поставлю на бочок (поставить кулачки большими пальцами вверх,
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку (положить руку на колено ладонью вверх).
- Молодец! У тебя очень хорошо получается! (Логопед предлагает оборвать капельку № 6).
7. Формирование лексико-грамматической стороны речи. (Капелька № 6). Игра с мячиком. Я называю слово в единственном числе и бросаю мяч тебе, а ты меняешь слово во множественное число и возвращаешь назад. Готов?
бабушка-бабушки шишка-шишки шапка-шапки вишня-вишни
мышка-мышки шуба-шубы шина-шины камыш-камыши
- Молодец! Ты отлично справился с заданием! (логопед предлагает обрезать капельку №7)
8. Упражнения по восстановлению интонационно-мелодической и темпо-ритмической стороны речи. (Капелька № 7).
- Произнеси словосочетание : Большая машина.
1. Шепотом. 3. Так, как будто ты очень злой.
2. Громко. 4. Пропищи как мышонок. 5. Прореви, как медведь.
Сначала говорит логопед, затем ребенок.
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Ты выполнил все задания! Посмотри теперь на наше облако. Не осталось ни одной капельки. Благодаря тебе облако стало какое? (светлое, веселое, приветливое). Ты молодец! Очень старался!
- Тебе понравилось наше путешествие? - Что понравилось больше всего?