Наталья Бутырина
«Звук «[С]». Индивидуальное логопедическое занятие
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие по теме : «Звук «с»».
Этап: Автоматизация звука в словах, в словосочетаниях
Цели:
• Закреплять правильное произношение звука (с) в словах, в словосочетаниях
• Формировать слуховой контроль за самостоятельным произнесением звука (с)
• Развивать фонематический слух, умение определять наличие звука (с) в словах, навыки звукового анализа и синтеза.
Публикация «„Звук „[С]“, Индивидуальное логопедическое занятие» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
• Продолжать развивать артикуляционную моторику
• Работать над развитием грамматического строя речи через согласование существительных с прилагательными в роде, числе
• Активизировать словарный запас
• Развивать психические процессы
• Развитие пространственного восприятия.
• Воспитывать трудолюбие, умение занять себя интересным делом.
Иллюстрации на экране (презентация) соответствуют содержанию сказки / лес, лесная поляна, болото/, герои сказки /заяц, сорока, паук, лисенок, белка/, предметные картинки, названия которых содержат звук «с».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Сейчас мы подготовим наш язычок к работе.
Выполним упражнение «Лягушка» растяни губы в улыбку и покажи верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Я считаю до 5, а ты удерживай губы в таком положении.
Выполнение упражнений (каждое упражнение выполняется 7 -8 раз)
Откладываем фишки (для счета)
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам;
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
«Лопата».
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
А теперь подуй на кончик языка. Удержать под счет от 1 до 5
Язык лопатой положи
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
Сейчас мы научили язык спокойно лежать и не дрожать.
«Рыбка».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.
Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.
«Чистим зубы».
Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
«Почешем язычок»
А теперь давай почешем наш язычок. Открой рот, положи язык на нижние зубы, а верхними «почешем его».
Молодец
3. Сообщение темы занятия.
Вспомни и скажи, над каким звуком мы с тобой работаем на индивидуальных занятиях?
Да, мы продолжаем учиться правильно произносить звук (с).
Наш язычок готов к работе и сегодня мы будем учиться правильно произносить звук «с» в словах.
4. Уточнение правильной артикуляции звука (с). (Работа со схемами)
Выбери схемы, которые помогут нам рассказать о правильной артикуляции звука (с).
(схемы – картинки: улыбка, улыбка с обнаженными зубами, зубы сомкнуты, зубы разомкнуты, язык за верхними зубами, язык за нижними зубами, воздушная струя широкая, воздушная струя узкая)
А теперь давай расскажем правильную артикуляцию звука (с).
5. Изолированное произношение звука (с). /су – джок – надеваем на палец колечко и произносим звук (с).
Мы с тобой вспомнили, как правильно произносить звук (с, а теперь произнеси его, надеваешь на палец колечко и при этом произносишь звук (с)
6. Упражнение на дыхание
Сегодня звук «с» ведет нас в сказку. Чтобы попасть в нее, нужно наполниться волшебной силой.
Сделаем глубокий вдох ртом, выдох – носом, шумный вдох /будто пьем воздух / - выдох. /Выполняется несколько раз. / Чувствуешь, как наполняешься волшебной силой.
Книжка открывается – сказка начинается.
Вот мы с тобой и в сказке.
7. Развитие фонематического слуха
Жил – был заяц. Звали его Степка. Он был такой зануда, вечно всем недоволен. Сидит он на пеньке, сам себе бормочет.
Вдруг откуда не возьмись, летит сорока.
- Ты, что, заяц, такой хмурый?
- Да. Тоска меня берет, ничего интересного вокруг не вижу.
- Да ты, что, заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Посмотри на экран. Произнеси названия предметов и выбери те предметы, где в названии нет звука (С).
А теперь назови оставшиеся картинки. Помни о правильном произношении звука (с).
8. Автоматизация звука (сь) в словах
- Ну, что, заяц, понравилось?- спрашивает сорока.
-Ну, совсем тоска зеленая, - чуть не заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и назад в лес подался. Бежит по тропинке – вдруг прямо на Степку шишка сверху упала. Задрал заяц голову и увидел белку. А у белки в корзинке картинки.
Давай назовем, что находится у белки в корзинке, помни о произношении звука (с)
Логопед : Я буду говорить начало предложения, а ты заканчивать.
У белки в корзинке…
Ребенок – (называет предметные картинки)
–Ну, как зайчик скучно тебе.
- Все – равно скучно.
- А вот мне некогда скучать. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов натаскай.
- Ай,- только махнул рукой заяц и побежал прочь.
9. Автоматизация звука (с) в словах, в словосочетаниях
Работа по развитию целостного зрительного и пространственного восприятия.
Бежит, по сторонам не глядит, чуть с разбегу в паутину не угодил, да вовремя остановился.
- Добрый день, сосед! – поприветствовал его паучок.
- Ничего в нем доброго нет – тоска зеленая.
- А давай, я научу тебя в моих узорах разбираться, тогда не соскучишься. Согласился заяц, да и мы давай поучимся.
/Паутина представлена в виде наложенных изображений предметов. /
Какие предметы видишь в паутине? /По мере называния - слова со звуком (с)– на экране появляются предметные картинки/
Назови предмет в правом верхнем углу и скажи, какой он? (по цвету, форме, вкусу и т. д.)
В левом нижнем и так далее.
Ребенок называет предмет, а затем произносит названное логопедом словосочетание :
Например: вкусная капуста, большой грузовик….
Вот и рассмотрели паутину.
Много узоров паучок знает, и косому понравилось их распутывать.
Понравилось зайчику Степке, что и он для кого-то полезное дело сделал, перестал скучать и весело побежал дальше по лесу. Он бежал и думал: «А вдруг я еще кому-нибудь пригожусь?»
Вот видишь, если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда.
Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла и мы снова в обычном мире.
10. Домашнее задание.
Вспомни, какие предметы лежали у белочки в сумочке, назови их, нарисуй и придумай, какие еще могла положить предметы со звуком (с) к себе в сумочку белочка. Подумай, какие это предметы по форме, цвету, размеру.