Анастасия Блохина
Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [р]»
Цель: автоматизация звука «Р» в слогах, словах и в предложениях.
Задачи:
• Тренировать ребенка в правильном произношении звука «Р» в слогах, словах, в предложении.
• Развить фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза.
• Улучшать лексико-грамматические категории.
Оборудование:
Игрушки: белочка, мяч, труба. Картинки: голубь, троллейбус, парк, белочка. Картинки с изображением птиц, музыкальных инструментов. Картинки со звуком «Р» в начале, середине, конце слова. Настенное зеркало.
Публикация «Индивидуальное занятие „Автоматизация звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
I. Организационный момент:
- Юля, сейчас отправляемся в парк. Нас ждет интересная прогулка.
II. Артикуляционная гимнастика:
Но для начала мы должны убраться дома. Начнем с уборки коврика (упр. «Качели» - высунуть узкий язык. Дотянуться язычком сначала до носика, потом до подбородка. Рот не закрывать. Упражнение выполняется под счет 10-15 раз. Твоя мама звонила, сказала, что очень устала, давай ей поможем постирать носочки (упр. Индюк - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед - назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Выполнять медленные движения, затем убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки "бл - бл"). На улице хорошая погода, давай развесим носки на балконе, пускай ветерок их подсушит (упр. Загнать мяч в ворота - Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе). -Мы такие молодцы с тобой, мама тебя похвалит, а теперь вернемся в дом и протрем пыль полочек (упр. Маляр - Улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води по нёбу вперед-назад). Ну вот и все, теперь мы можем начать нашу прогулку и ехать в парк.
До парка лучше доехать, так будет быстрее. Попробуй собрать картинку, и ты узнаешь на чем мы поедем (ребенок собирает картинку троллейбуса). – Так, на чем же мы отправимся в путь? – На троллейбусе – говорит ребенок.
Поможем ему завести мотор: «Мотор заводись р-р-р-р-р-р-р»
(ребенок громко произносит звук «Р»)
III. Скажи, какой звук мы произнесли? Ответ: Согласный, твердый, звонкий. Обозначаем синим цветом.
IV. Автоматизация звука :
1) в слогах:
- Вот мы и приехали в парк. Как ты думаешь, каких птиц мы увидим здесь? (Воробей, Ворона, Дрозд, Голубь, Сорока) – «Правильно, ты знаешь много птиц, они тебя услышали и прилетели». Давай с ними поиграем: они знают цифры: произнеси им любую цифру и они прочирикают столько же раз.
- А теперь давай с тобой поиграем в такую игру: я произнесу слог, а ты его повтори столько раз, сколько я покажу на картинке:
Тра-2
Дро-3
Бро-2
Рор – 1
Рар – 3
Рэр – 1
Про – 3
Пра – 2
2) в словах:
- «Ты большая молодец, и после правильно сделанного задания, этот парк становится волшебным. Здесь живет голубь-фокусник (карточка с изображением голубя). Он превращаем большие предметы в маленькие. Поможем ему? – Да.
Большая ручка – маленькая ручка
Большой карандаш –
Большой помидор –
Большая ракушка –
Большая корова –
Большой шар –
3) в предложениях:
Мы удачно помогли голубю, и можем продолжать нашу прогулку. – Смотри, какая смешная белочка. Мне кажется, она хочет нас рассмешить. – «Давай посмеемся с ней вместе?» Послушай, правильно ли она говорит: Игра «верно-неверно» (белочка бросает орешки – если верно ловишь, не верно – отбрасываешь) :
Будка живет в собаке
Сахар пьют с чаем
Рома красит забор
Дорога едет по машине
Врач принес градусник
Кран течет из воды
Мы насмеялись с тобой, спасибо белочке за веселую игру.
V. Развитие фонематического слуха.
- «Мне кажется, в порке звучит музыка. Пойдем, посмотрим». – Мы не ошиблись, какая красивая мелодия. – «Интересно, какие инструменты принимают участие?» - «Я буду произносить их, а ты хлопни тогда, когда в названии услышишь звук «Р» : барабан, труба, пианино, флейта, бубны, гитара, гармошка, скрипка. – Молодец, ты справилась с заданием! – «А как ты думаешь, как мы назовем человека, который играет на трубе?» - «Трубач – отвечает Юля».
VI. Дидактическая пауза. - «Давай поиграем на трубе. Кто мы? - Трубачи».
Мы играем на трубе,
Ножками мы топаем,
Ручки кверху поднимаем,
И в ладоши хлопаем.