Офелия Дубровская
Индивидуально-методический маршрут по развитию навыков общения старшего дошкольника с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: индивидуально-методический маршрут по развитию навыков общения старшего дошкольника с РАС (от отсутствия речи до её появления у дошкольника с РАС)
1. Первичный контакт:
- установление зрительного контакта
(формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза»).
Публикация «Индивидуально-методический маршрут по развитию навыков общения старшего дошкольника с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2. Определения средств, способных привлечь внимание ребенка (вестибулярные, тактильные, сенсорные):
- заинтересовать определенными видами деятельности с помощью (художественного слова, сюрпризного момента, любимой игрушкой)
- сформировать положительную эмоциональную установку ребенка.
3 .Развитие невербального общения в разной образовательной области (с отсутствием речи):
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
a) Социально-коммуникативное развитие
Задачи
• Формировать у ребенка представление о себе: откликаться на свое имя (движением, жестом, поворотом головы).
• Закрепить эмоциональный отклик ребенка;
• Закрепить положительные эмоции в ответ на обращение;
• Закрепить простые действия с предметом (брать в руки тесто и манипулировать с ним)
• Развивать невербальное общения;
• Развивать зрительное восприятие (ориентировку в пространстве;
• Воспитывать потребность в эмоциональных контактах с окружающими.
Включение игр на общение:
• «Покажи свою игрушку»
• «Найди место для игрушки»
• «Эмоции»
• «Наши руки по играли»
b) Познавательное развитие
Задачи:
• Фиксировать взор на предметно-манипулятивной деятельности педагога.
• Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.
• Формировать умение участвовать в совместной деятельности;
• Развивать зрительное и осязательное восприятия.
Дидактические игры:
• «Собери пирамидку»
• «Сложи фигуры в коробочку такого же цвета»
• «Мозаика»
c) Речевое развитие
Задачи:
• Развивать тактильные ощущения.
• Формировать навыки связной речи.
• Вызывать положительные эмоции в ответ на обращение родных
• Формировать навыки реагирования на обращенную речь и выполнение просьб
Дидактические игры:
• «Кто позвал тебя»
• «Позови мячом»
• «Ладушки»
• «Волшебный сундучок»
d) Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
• Развивать умение наблюдать за процессом лепка и рисование;
• Способствовать совершению простых действий с материалами (брать в руки тесто и манипулировать с ним)
Игры:
• «Сделай как я»
• «Художник»
e) Физическое развитие
Задачи:
• Создание комфортной среды во время двигательной деятельности
• Формирование двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
• Развивать активность в играх
Подвижные игры:
• «Поводырь»
• «Птички»
• «Догонялки».
4. Работа по развитию вербальных навыков общения над пониманием и выполнением простых инструкций «подойди ко мне», «сядь», «посмотри на меня». Работа над выражением просьбы; Речевое средство общения (высказывания, вопросы, ответы)
a) Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
• Побуждать ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.
• Провоцирование ребенка на непроизвольные словесные реакции.
• Повторение за ребенком и обыгрывание его звуковых реакций.
• Развитие артикуляционного праксиса.
Игры:
• Игра «Семья»
• Игра «Позови ласково»
• Рассматривание иллюстраций, фотографий
b) Познавательное развитие
Задачи
• Развивать умение группировать фигуру по различным признакам: цвету, форме, размеру, толщине.
• Формировать умение участвовать в совместной деятельности;
Игры:
• Игры: «Покажи предмет, какой скажу»
• «Какая дорожка короче -длиннее»
• «Где речка шире-уже»
• «Какой мячик меньше - больше»
c) Речевое развитие
Задачи:
• Обогащать словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.
• Развивать интерес к предметам, людям, желание действовать вместе с другими людьми.
Игры:
• Игры «Запомни слова»
• «Кому нужны эти предметы?»
• «Помоги разложить картинки на группы»
d) Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
• Развивать способность к продуктивным видам деятельности;
• Формировать способность к выполнению разнообразных действий; к повторению определенных движений (с помощью взрослого): оставлять следы от краски на бумаге, рисовать линии фломастером, краской, размазывать пластилин, участвовать в совместном рисовании с взрослым.
Игры:
• «Лучик для солнышка»
• «Радуга»
• «Украсим полянку цветами».
e) Физическое развитие
Задачи:
• Формировать способность в упражнении в беге, в мягком спрыгивании и приземлении на полусогнутые ноги.
• Развивать слуховое внимание; умение выполнять голосовые сигналы; пространственную ориентацию, глазомер
Игры:
• Игры: «Догони меня»
• «Лягушки»
• «Птички и кошка»
• «Эхо»