Наталья Романова
Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является вопрос реализации идей интегративной педагогики.
Интеграция педагогической теории и практики гармонизирует образовательные области в единый образовательный процесс, ведущий к достижению более высоких результатов в воспитании и развитии ребенка.
Публикация «Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2018
Понятие "интеграция" заимствовано педагогической наукой их философии и понимается как "органическая взаимосвязь", объединение в целое ранее разнородных частей и элементов.
Основные понятия интеграции :
1. Интеграция цели - взаимосвязь задач, обеспечивающих накопительный эффект в развитии ребенка.
2. Интеграция содержания - взаимодополнение и взаимообогащение основных компонентов социального опыта.
3. Интеграция технологий - использование совокупности детских видов деятельности и общения в целях разностороннего и целостного развития ребенка.
4. Интеграция результата - реализует установку на формирование качеств личности.
Принцип интегрирования активно внедряется в работу дошкольных образовательных учреждений и является основополагающим для структуры общеобразовательной программы ДОУ, так как в соответствии с ФГОС "художественно - эстетическое развитие - это созидание и актуализация неповторимого мира чувств и эмоций. нацеленность на открытие творческого потенциала и стремление к оригинальному продукту творческой деятельности".
Формирование интегративных качеств личности и гармоничное вхождение в социум обеспечивается объединением образовательных областей. Дошкольники целостно воспринимают окружающий мир, последовательно включая межпредметные взыимочвязи.
В художественно - эстетическом развитии детей проблема интеграции много изучается. По мнению педагогов и психологов (А. Ветлугина, Л. Выготский, Т. Комарова, Д. Эльконин) одной из главных особенностей детской художественно-творческой деятельности - нераздельность. соединение видов искусства в одном целом художественном действии. корнем которой является игра.
Родство игры и искусства в содержании норм человеческой жизни и деятельности, смыслов и мотивов.
Интеграция видов изобразительного искусства и художественной деятельности позволяет детям лубоко осмыслить художественные образы и создать собственные разными выразительными средствами.
Принцип интеграции выступает в педагогическом процессе целостно и дает возможность рассматривать взаимопроникновение специфического языка одного искусства в другой. Сравнивая средства выразительности. дети начинают понимать. что между ними много общего, и чем они отличаются (ритмическая организация, темп, динамика)
В условиях интеграции общение педагога и ребенка происходит в форме продуктивного сотворчества и сотрудничества.
Результативность интегрированного образовательного процесса:
1. Внимание педагога ориентируется на творческое развитие детей.
2. Формируется опыт творческой деятельности через свободный выбор содержания деятельности.
3. Содержание деятельности выступает средством развития потребности к самовыражению своих чувств, ценностей. мироощущения.
4. Гармонизация мировосприятия личности.
Принцип интеграции дает основу для проявления нового образовательного творческого продукта. в создание которого включены педагог и ребенок