Олеся Безызвестных
Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 5)
▼ Скачать + Заказать документы
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличиваются рост и вес ребёнка, меняются пропорции его внутренних органов: растёт грудная клетка, развиваются лёгкие, опускается и становится более крепкой диафрагма, увеличивается сердце. Совершенствуется работа дыхательной системы (увеличивается её объём, органов пищеварения (они приобретают способность переваривать самую разнообразную пищу). Укрепляется иммунная система, при сохранении высокой ранимости организма ребёнка по отношению к различным заболеваниям, постепенно
Публикация «Индивидуальная образовательная программа воспитателя первой младшей группы (часть 5)» размещена в разделах
растёт сопротивляемость инфекциям, неблагоприятным условиям внешней среды. На протяжении второго-третьего года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребё нка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объём груди становится больше объёма головы. К трём годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию
неправильной осанки. Параллельно с развитием костной системы развивается мышечная система: увеличивается объём мышц и уменьшается количество в них жировой ткани, улучшается их иннервация и кровоснабжение. К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы — мальчики отличаются большей силой и большим объёмом мышц.
К двум годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. К этому возрасту дети начинают контролировать акт дефекации, а иногда и мочеиспускания, что делает возможным привитие ребёнку навыков опрятности. Нервные процессы в организме ребёнка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Низкий предел работоспособности нервных клеток коры головного мозга, особенно на
втором году жизни малыша, приводит к его быстрому утомлению. Вместе с тем к полутора годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования достигают 4—4,5 часа, многие детипереходят на одноразовый сон. К двум годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов.
На третьем году жизни нервная система ребёнка становится более выносливой, однако вследствие повышенной возбудимости подкорковых структур, несовершенства и слабости регулирующей функции коры головного мозга поведение ребёнка раннего возраста отличается ярко выраженной эмоциональностью. К концу раннего возраста деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается её регулирующая функция: ребёнок становится способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять своё поведение некоторым правилам. На третьем году жизни начинает функционировать долгосрочная память, активно идё т формирование второй сигнальной системы: расширяется словарный запас ребёнка, он всё лучше понимает речь взрослого. У детей, которые начинают говорить на втором году жизни, к концу раннего возраста свободное владение речью достигает степени автоматизма. Как показали специальные исследования, развитие речи тесно связано с развитием двигательного анализатора: дети, хорошо владеющие речью, более активны, легче включаются в игры, чётко связывают слово с движением. Большое значение для совершенствования речевого центра и артикуляционного аппарата имеет развитие мелкой моторики: движений кистей и пальцев рук, которые оказывают непосредственное стимулирующее
действие на двигательный анализатор. В раннем возрасте ребёнок овладевает разными видами движений. В конце первого — начале второго года жизни малыш начинает ходить. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с недостаточной координацией движений. Его движения неуверенны, он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребёнок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока ещё не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками». Ему ещё трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши. Навыки ходьбы быстро совершенствуются. К полутора годам ребёнок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие. В этом возрасте ребёнок уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы. На втором-третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает всё лучше координировать свою двигательную активность. К концу второго года ребёнок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, верёвку, перелезать через перекладину. На третьем году дети свободно передвигаются, могут менять ритм и направление движения. К трём годам они могут бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на месте, влезать на стул, скамейку, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперёд, спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через ручейки, канавки и др. По мере того как ходьба ребёнка становится всё более автоматизированной, создаются условия для более сложной деятельности, предполагающей сочетание ходьбы и действий с предметами. Ребёнок может, не боясь потерять равновесие и упасть, носить в руках предметы, возить их за тесёмку, толкать перед собой игрушку на палочке, коляску, играть в разнообразные игры с мячами (катать, подбрасывать, ловить, перекатывать, догонять мяч) и пр. Малыш может встать на носочки или нагнуться и заглянуть под диван, чтобы достать игрушку рукой или с помощью палочки. Грамотно организованная двигательная активность ребёнка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребёнка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, даёт пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности. Исследования показывают, что уровень двигательной активности детей раннего возраста зависит от ряда факторов: времени года, суток, а также от пола ребёнка и его индивидуальных особенностей. Летом потребность в движениях увеличивается, что связано с изменением в обмене веществ. Меняется потребность в движении и на протяжении суток: наиболее активны дети в первой половине дня с 9 до 12 часов, а во второй половине активность возрастает с 17 до 19 часов. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Не-которые дети отличаются повышенной двигательной активностью, у других она бывает выражена средне или слабо. Это может быть связано как с особенностями темперамента ребёнка, так и с особыми условиями его жизни. Например, в семьях, где физическому развитию детей уделяется особое внимание, они растут более подвижными, ловкими и выносливыми, чем в семьях, где родители предпочитают держать малышей в манеже, ограничивают их активность во время прогулок из-за излишнего стремления к соблюдению чистоты и опасения травм. На протяжении всего раннего возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами. Сначала эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться соком, причёсываться тыльной стороной расчёски, надевать штанишки задом наперёд, плохо вытереть руки и т. п. Подобные казусы связаны и с пока ещё недостаточным осознанием ребёнком смысла совершаемых действий и с несовершенством самих двигательных умений. На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столе посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Развитию двигательных способностей, таких, как координация движений рук и пальцев, способствуют занятия детей с различными игрушками, орудиями (сачком, лопаткой, совочком, а также занятия рисованием, лепкой и пр. Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок, как правило, подвижен, жизнерадостен и любознателен. Он много двигается, играет, участвует в делах взрослых.
Физическое самочувствие ребёнка раннего возраста в дошкольной организации должно быть предметом особого внимания педагогов.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА И КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
На протяжении раннего возраста происходят качественные преобразования в личности ребёнка, которые выражаются в изменении отношения к предметному миру, окружающим людям и к самому себе. Изменение отношения ребёнка к предметному миру связано с развитием его ведущей деятельности. Под влиянием взрослого ребёнок всё чаще обращает внимание на результат своих действий, начинает стремиться к достижению правильного результата. В самостоятельных занятиях, играх малыш также всё чаще руководствуется смыслом, представлением о конечном результате действия. Ребёнок становится всё более настойчивым и самостоятельным при достижении поставленной цели: сосредоточенно и упорно поворачивает ключик до тех пор, пока не заведёт игрушку, внимательно и старательно подбирает детали пазлов, стремясь выложить целостную картинку. Интерес к экспериментированию с незнакомыми предметами, вопросы познавательного характера свидетельствуют о возросшей любознательности ребёнка.
В общении со взрослым развиваются такие личностные качества ребёнка, как инициативность, настойчивость, доброжелательность. Одновременно с этим в поведении ребёнка стремительно нарастает тенденция к самостоятельности, всё ярче проявляется желание действовать независимо от взрослых. К концу раннего возраста эта тенденция находит своё выражение в словах «я сам». Во взаимоотношениях со взрослыми ярко проявляется стремление малыша получить оценку своей деятельности. Поскольку к трём годам для детей становится значимой результативная сторона деятельности, то фиксация их успехов взрослым начинает выступать в качестве её необходимого элемента. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого к результатам своей деятельности. Отношение ребёнка к себе также претерпевает значительные изменения. На протяжении раннего возраста у ребёнка происходит всё более отчётливая дифференциация своего образа, включающего представление о себе и отношение к себе как целостной личности. Уточняется отношение ребёнка к себе как к действующему субъекту, расширяются представления о своём внешнем облике, о своих возможностях и умениях. Все эти изменения образа себя у ребёнка наглядно проявляются в его поведении. К концу второго года все детибезошибочно показывают свой носик, глазки, ротик, узнают себя
на фотографии, хорошо знают, где их место за столом, какую одежду надевают на прогулку. На третьем году формируется гендерная идентификация: у ребёнка складывается представление о себе как о мальчике или девочке. Отношение ребёнка к себе начинает постепенно опосредоваться
его реальными достижениями, оценёнными окружающими. Предметный мир становится для ребёнка не только миром практического действия и познания, но и сферой, где он пробует свои возможности, реализует и утверждает себя, а взрослый — знатоком и ценителем детских достижений. Новое видение себя, словно через призму своих достижений, кладёт начало бурному развитию детского самосознания. Сдвиги, происходящие в личности и самосознании ребёнка, ярко обнаруживаются в фактах осознания своего «я», в употреблении личных местоимений и притяжательных прилагательных (ребёнок всё чаще произносит, обращаясь к взрослым, «моя», «моё», «мне», способствуют формированию чувства собственного достоинства.
К концу раннего возраста собственные достижения приобретают особую значимость для ребёнка, что подчас приводит к аффективным реакциям, преувеличению своих достоинств, попыткам обесценить неудачи. Стремление ребёнка к достижению правильного результата в деятельности, желание продемонстрировать свои успехи окружающим, обострённое чувство собственного достоинства являются внешним проявлением личностного новообразования раннего возраста, которое получило название «гордость за достижение» (М. И. Лисина, Т. В. Ермолова).
Сложный и противоречивый процесс формирования нового отношения к себе во многом обусловливает кризисные проявления в поведении ребёнка, которые особенно ярко обнаруживают себя в конце раннего возраста. К трём годам у ребёнка появляются определённые устойчивые желания, часто вступающие в противоречие с мнением или требованиями взрослого. Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребёнка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.
Этот период в психологии получил название «кризиса трёх лет». Основными симптомами кризиса являются негативизм, упрямство, своеволие, строптивость ребёнка. Они проявляются в нежелании малыша выполнять указания взрослого, в стремлении делать всё наоборот, часто в ущерб собственным интересам, в постоянном недовольстве и капризах по любому поводу. Малыш часто противопоставляет себя окружающим, на все предложения или запреты упорно отвечает: «А я хочу!» или «Я не хочу!».
Исследования последних лет позволяют увидеть за негативной симптоматикой положительные тенденции к большей свободе, самостоятельности ребёнка. При адекватном отношении взрослого кризисный период характеризуется позитивными преобразованиями в
личности ребёнка и не сопровождается негативными проявлениями. Таким образом, от года до трёх лет ребёнок проходит значительный путь в своём психическом развитии. Он овладевает культурно нормированными орудийными действиями, навыками самообслуживания и действиями с бытовыми предметами. В этом возрасте интенсивно развиваются все познавательные процессы — восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, познавательная активность. Одно из главных событий в жизни ребёнка в раннем возрасте — овладение активной и пассивной речью, включённой в общение; к трём годам малыш может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Ребёнок понимает стихи, песни, короткие сказки, любит их слушать и рассматривать картинки. В раннем возрасте формируется потребность в общении со взрослыми и складывается эмоционально-практическое взаимодействие. Появляются первые игровые замещения, возникает сюжетная игра. Ранний возраст — период интенсивного моторного развития. Ребёнок осваивает различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр., удерживает равновесие, учится ловко двигаться в пространстве. Все эти достижения становятся возможными при адекватной образовательной работе