Татьяна Туева
Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 6-содержательный раздел
▼ Скачать + Заказать документы
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка
Согласно «Концепции экологического образования», в его содержание на всех уровнях включаются познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты. Каждый из них выполняет свою функцию в решении задач экологического образования.
Публикация «Дополнительная образовательная программа по экологии „Зернышко“, Часть 6-содержательный раздел» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание данной программы интегрируется со всеми образовательными областями : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
В процессе реализации программы дети получают представления о национальных природных богатствах, уникальных объектах природы; формируются представления о положительных и отрицательных поступках и их носителях, способность к адекватной оценке результатов деятельности, в том числе собственной; закладываются основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру; основы морального поведения.
Познавательное развитие направлено на развитие самостоятельной познавательной активности; расширение кругозора ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности; обогащение сознания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире природы.
В процессе занятий систематизируются ранее полученные знания детей о жизни животных и растений в разных условиях; расширяются представления об объектах и явлениях неживой природы; формируются элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами); развивается интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. Дети начинают понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времен года, их ритмичность и цикличность, значение и роль причинно-следственных связей; у них формируется умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека. У дошкольников формируется созидательное отношение к окружающему миру, основы экологической этики, они начинают понимать особое место и роль человека в системе жизни на Земле; формируется чувство ответственности за судьбу планеты, они осознанно включаются в посильную деятельность по охране окружающей среды.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Расширяется словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; они приобщаются к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным); развиваются навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми.
Дошкольники обучаются основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа). При построении высказываний описательного типа развивается умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов ( внешних: качества, свойства, признаки); формируется грамматический строй речи.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Оно включает формирование привычки к здоровому образу жизни, укрепление организма, используя естественные природные закаливающие факторы (солнечный свет, воздух, вода); приобретение опыта в разных видах деятельности детей, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Расширяются знания о правилах безопасного поведения на природе, на улице; формируется осознанное выполнение требований безопасности; проявление осторожности и осмотрительности; сознательное отношение к окружающей среде, стремление к чистоте.