Анастасия Викторовна Михасева
Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 7)
определяет направление образовательной программы дошкольного образования на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Публикация «Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в группах младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 3
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17 октября 2013 года вводится понятие индивидуализации дошкольного образования, П. 1.4. ФГОС, «Основные принципы дошкольного образования, среди которых : построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
Слайд 4
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Слайд 5
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации должна быть построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Слайд 6
Какой же должна стать развивающая предметно-пространственная среда? Среда - обеспечивающая :
-максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ;
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей и направлена на обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Слайд 7
Поэтому, дошкольными учреждениями должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Слайд 8
В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования.
В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации, как принципа образования в научно-методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход".
Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, в НОД, спортивных, развлекательных мероприятиях.
Индивидуализация – это создание оптимальных условий
для реализации потенциальных возможностей дошкольников.
Слайд 9
В 2013-2014 учебном году наш детский сад принимал участие ГСП на базе МКДОУ д\с№ 7 г. Новосибирска по теме «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка». Ежемесячно мы посещали семинары, а между ними работали над изменением образовательной среды в нашем саду.
Слайд 10
В начале своего жизненного пути ребенок получает имя, это его главная собственность. Поэтому мы постарались позаботиться о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. Ребенок должен чувствовать очень важной частью детского коллектива. Холл детского сада украшен грамотами и дипломами детей, принимавших участие в городских и районных конкурсах, выставках, фестивалях. Это также способствует индивидуализации образовательной среды детского сада.
Слайд 11
Ребенок должен почувствовать себя частью дружного коллектива с первых шагов в детском саду, поэтому начиная с приемной ребенок видит себя и сое имя. Общее фото, дерево дружбы, собранное из детских ладошек, на которые наклеены фотографии детей с родителями.
Слайд 12
Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении мини портфолио о каждом ребенке. Родители горячо поддержали нас в этом, и вскоре на безликих кабинках появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку и украсил кабинку своего малыша.
Слайд 13
В приемной появились личные облака, где размещены фотография ребенка, его имя, дата рождения, что означает его имя, а также:
• Я умею
• Я мечтаю
• Я огорчаюсь и т. д
Слайд 14
Полянка, совмещающая в себе две функции: "Здравствуйте, я пришел" и "Мое настроение"
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых. Воспитатель и родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
Слайд 15
Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день мы ежедневно организуем утреннее приветствие. Это легкие стихи, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению, воспитывать навыки культурного общения, учить образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тому, кто грустит, кто с трудом просыпается по утрам. Главное, делать это с улыбкой.
Слайд 16
Детские стульчики у нас отмечены наклейками и именами. Это очень удобно: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникает проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул. К тому же ребенок привыкает к написанию своего имени.
Слайд 17
«Остров сокровищ»
Ребятишки, а особенно малыши, часто приходят в детский сад со своими игрушками, кто-то прячет их от «посторонних глаз» в кабинке, кто-то играет и делится с другими ребятками. Дети постарше начинают коллекционировать какие-то предметы. Мы придумали «остров сокровищ», дети могут разместить на нем свои личные вещи, коллекции, альбомы с фотографиями.
Слайд 18
"Звезда дня"
Ежедневно за успехи и достижения ребенок поощряется «Ладошками успеха», тот ребенок, который в течении дня набрал наибольшее количество ладошек на следующий день становится «Звездой дня». Место уступается только имениннику. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки.
Слайд 19
«Копилка добрых дел»
Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников образовательного процесса и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил.
Слайд 20
Игры изготовленные своими руками или совместно с родителями, тоже способствуют индивидуализации РППС. Ребенок испытывает гордость за проделанную работу, более аккуратно относится к играм.
Слайд 21
На стенде в приемной периодически вывешиваются фотоотчеты как мы проводим время.
Слайд 22
Организуются выставки детского и детско-родительского творчества.
Слайд 22
С введением ФГОС ДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, и несколько модулей, которые позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы мы столкнулись с некоторыми трудностями: жесткая планировка группы создавала нам трудности в зонировании. Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.