Елена Жаркова
Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. ФГОС ДО от 17 октября 2013 года вводит понятие индивидуализации дошкольного образования. П. 1.4. ФГОС «Основные принципы дошкольного образования, среди которых :
Публикация «Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)
Таким образом, в условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных становится задача индивидуализации образования.
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию предметно развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Задача педагогов при этом: организация развивающей среды таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В течение 2013-2014 учебного года наш детский сад принимал участие ГСП по теме «Создание в ДОУ предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка». Стажировочная площадка была создана на базе МКДОУ д\с№ 7 г. Новосибирска. Ежемесячно мы посещали семинары, а между ними работали над изменением образовательной среды в группах нашего сада. И сейчас я хочу представить свой опыт участия в экспериментальной площадке.
Как известно, самую первую и главную собственность ребенок получает сразу после рождения, и это, конечно, его имя. Поэтому мы постарались позаботиться о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. В старшей и подготовительной к школе группах большинство ребят уже умеют писать свое имя и с удовольствием участвуют в таком режимном моменте, как «Я пришел, и я пришла». Приходя в детский сад, дети нашей группы вписывают свои имена в специальные листочки, оповещая тем самым окружающих, что он уже здесь и готов приступить к взаимодействию с миром.
Детские стульчики были отмечены наклейками с именами. Это оказалось к тому же очень удобным: всегда было понятно, кто оставил свой стульчик, не возникало проблем по поводу того, что кто-то занял не свой стул.
В группе мы устраиваем персональные выставки творческих работ детей. Это дает возможность ребенку проявить свои способности, развивает творческую активность, инициативность, а в других детях группы воспитывает умение уважать труд товарища, оценивать его работы, развивает внимание.
В группе мы отвели место под «спонтанные» выставки. Сначала это был простенок, где дети прикрепляли свои работы, теперь это большой магнитный стенд с именными магнитами, которыми ребята крепят рисунки, аппликации, созданные ими в самостоятельной деятельности.
Мы заметили в процессе работы, что детям очень хочется писать свое имя самостоятельно как можно чаще, поэтому придумали для них еще один режимный момент: «Я все съел, и я все съела на обед», у которого был несомненный плюс: это очень хорошо стимулирует «малоежек». Сразу оговорюсь: если у ребенка по медицинским показаниям есть ограничения в приеме той или иной пищи, это обязательно учитывается.
Также с целью реализации идеи индивидуализации среды мы предложили родителям принять участие в оформлении минипортфолио о каждом ребенке. Родители горячо поддержали нас в этом, и вскоре на безликих кабинках появились красочные индивидуальные творческие работы родителей о своих детях. Это позволяет педагогам лучше понять каждого малыша, стимулирует развитие связной речи детей и навыков чтения, а каждый родитель горд тем, что посвятил свою работу дорогому человечку и украсил кабинку своего малыша. Все портфолио заламинированы, что позволяет им прослужить долго, и способствует эстетизации пространства. Стенд «мое настроение» позволяет ребятам оценивать свое эмоциональное состояние, подбирать соответствующую пикторгамму, а также лучше понимать, что происходит с настроением товарищей по группе. Обязательно к каким-либо событиям в жизни ребенка мы готовим вместе с его товарищами минигазеты, например, «С днем рождения», «С рождением братика». Это позволяет ребенку почувствовать себя самым главным в этот день. Если ребенок долго отсутствует по болезни, передаем с мамой самодельную открытку с пожеланием поправляться быстрее. Это дает малышу осознание его ценности для коллектива, значимости в жизни товарищей.
При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды детского сада, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.
Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.
Холл детского сада украшен грамотами и дипломами детей, принимавших участие в городских и районных конкурсах, выставках, фестивалях. Это также способствует индивидуализации образовательной среды детского сада.
Создаваемые ребятами коллекции позволяют удовлетворить их потребность в собирательстве, учат систематизировать, помогают налаживать общение со сверстниками, развивают эрудицию. Периодически ребята приносят свои домашние коллекции, рассказывают об экспонатах, это, опять же, позволяет им почувствовать себя в центре внимания.
Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день мы ежедневно организуем утреннее приветствие. Это легкие стихи, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению, развивать эмпатию, воспитывать навыки культурного общения, учить образовывать уменьшительно-ласкательные имена. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тому, кто грустит, кто с трудом просыпается по утрам. Главное, делать это с улыбкой.
Очень часто педагоги сетуют на то, что дети не хотят убирать за собой игрушки после игр, но мы придумали способ решить эту проблему: с «Медалями дежурных» процесс уборки игровых зон занимает совсем немного времени и превращается для детей в ответственное поручение. Причем ребята выбирают медали по желанию, и тщательно выполняют задание. Это учит их принимать решения, учит самоконтролю, воспитывает желание поддерживать порядок и уважать труд своих товарищей и взрослых.
Обязательным условием поддержания дисциплины в группе служат правила. Правила во всем: при проведении занятий, в совместной и самостоятельной деятельности детей, на прогулках и т. д. Причем, правила для различных ситуаций предлагают сами ребята, педагог записывает, потом эти правила оформляются в отведенном месте, и в случае, если кто-то их нарушает, ребята могут сами это заметить и напомнят нужное правило еще раз. Проходя стажировку в детском саду №7, мы не смогли не отметить наличие в их группах замечательного стенда «Мальчики + девочки», и создали подобный в нашей группе. Центр «Мальчики + девочки» помогает малышам освоить навыки счета, ребята поняли, что самих себя считать гораздо интереснее, кроме того, у детей развиваются зрительная память, мыслительные процессы, навыки сравнения чисел. Считают они себя теперь по нескольку раз в день.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонировании так, чтобы зоны-антогонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.
В ходе участия в ГСП мы познакомились с множеством идей по созданию самодельных игр и пособий, ведь, как известно, игры, созданные своими руками гораздо интереснее магазинных, кроме того, создание игры – процесс не менее увлекательный, чем сама игра. За период стажировки мы создали несколько игр и пособий своими руками, ребята просили родителей им помочь, а потом играли сами, с мамами и папами, с воспитателями и товарищами из других групп. Такое увлекательное занятие развивает мышление, навыки аккуратного выполнения работы, мелкую моторику, творческую активность, связную речь, воспитывает умение ценить труд.
С введением ФГОС ДО стало обязательным наличие в каждой группе места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это упругие подушки, мягкие игрушки, и несколько модулей, которые позволят отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы мы столкнулись с некоторыми трудностями: жесткая планировка группы создавала нам трудности в зонировании (группа без спальни, одна стена занята логопедической стенкой). Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.