Наталья Викторовна Дорогобедова
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОв группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка.
Задачи:
• Обеспечить комфортность и безопасность обстановки : интерьер и среда группы имеет сходство с домашней обстановкой (устранение границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.
Темочки:
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
• Создать нейтральное цветовое и световое решение в оформлении интерьера группы. Размер мебели для детей, расположение и размер оборудования соответствует рекомендациям СанПин.
• Предоставить достаточное наличие игрового и дидактического материала, способствующего возникновению и интенсивному развитию познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств
Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе:
• Удовлетворять потребность малыша в движении;
• Формировать положительный эмоциональный настрой;
• Побуждать детей к активной речи.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.
В период раннего детства маленький человек активно познает окружающий мир и наша задача сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры надо таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Комфортная предметно-пространственная среда :
- Соответствует возрастным и индивидуальным особенностям (младший возраст) : Игрушки большие, яркие, соответствуют и возрастным и гендерным особенностям группы;
- Соответствует особенностям детского восприятия: деятельностный характер восприятия (все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка);
- Соответствует своеобразному пространственному восприятию (зонирование игровых и образовательных областей, в том числе зона условной изоляции, которая детям необходима время от времени).
Инициативность и самостоятельность ребенка:
- В наличии достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, при минимальной помощи взрослых (конструктор, кубики, мозаики, игры-пазлы и др.).
- Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются между собой.
Цветовое решение интерьера группы :
- Цветовая гамма стен спокойная пастельных тонов жёлтого и голубого оттенка.
- Присутствуют яркие предметы в виде игрушек, утвари, ярких элементов украшения.
- Домашняя обстановка (наличие мягкого ковра, миниатюрных элементов мебели, имитирующие домашнюю обстановку).
- Визуальный психологический комфорт (элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающий взаимосвязь с окружающим миром в данное время года).
- В интерьер включены элементы оформления, создающие позитивные ассоциации (настенные наклейки, первые детские работы, фотографии)
Гибкость, трансформируемость, вариативность:
- Зоны мобильны и легко передвигаются при необходимости;
- Игрушки сменяем по возрастным требованиям и интересам детей;
- Игрушки, с которыми дети могут играть самостоятельно, мы располагаем в доступных для них местах (открытых, низких полках);
- В группе мы учитываем особенности контингента воспитанников (для мальчиков созданы технологичные игры, для девочек – отражающие мир спокойствия, уюта и красоты).
Безопасность:
- Крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене;
- Игровые зоны отделены от зоны приема пищи, зоны спокойной деятельности и зоны двигательной активности.
Полифункциональность игрового оборудования + предметы – заместители :
- В нашей группе множество предметов, имитирующие предметы взрослого мира (мобильные телефоны, компьютеры, кассы, медицинские приборы и т. д) Мы с детьми используем игрушки в соответствии с замыслом, сюжетом игры в различных функциях.
Реализация образовательной программы ДО (отражение образовательных областей)
Социально-коммуникативное развитие :
Для работы в данной образовательной области мною используются следующие дидактические материалы (некоторые из них) :
Для реализации данной образовательной области, дети активно используют в своей игровой деятельности: уголок театрализации, гостевой уголок, мини-музей, уголок медицины и т. д.
Познавательное развитие :
В данной области мы используем множество материалов следующего направления:
Для развития в данной области детям предлагается масса игрушек, которые способствуют этому: пазлы, детский компьютер, мозаики, доска-мольберт, фотокамеры и др.
Познавательно-исследовательской деятельности.
Уголок природы в ясельной группе несколько отличается от уголков в старших группах. Читать детки еще не умеют, все картинки должны быть очень яркими и наглядными. Вот и решила я сделать для них настенное панно, которое отображает характерные явления природы для того или иного времени года.
Экспериментирование с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику детей.
Речевое развитие :
Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: комплекты книг в свободном доступе (постоянно обновляются в зависимости от речевой темы, событий и т. п.)
«Развитие речи» (пособие, «Мои любимые сказки», «Сложи картинку» и т. д.
Художественно-эстетическое развитие :
Для реализации развития в данной области, нами используются: Кукольный театр, сменяемые сказки на фланелеграфе («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Репка», «Теремок», книжная база для детей и воспитателей, настольный театр и многое другое.
Физическое развитие :
Для успешного развития в данной образовательной области в нашей группе обустроен уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: Мячи (мягкие, легкие, резиновые, рельефные и пупырышками, закаливающие дорожки, бубны, погремушки, кегли, скакалки, кольца и кольцеброс, корзина для метания мячей, ленты, обручи, флажки, картотека дыхательной гимнастики и т. д)
Музыкальное развитие :
Дети в восторге от нашего музыкального уголка. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Учет возрастных особенностей.
1. Особенность младшего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. В предметно-пространственной среде группы учтен данный аспект :
Наличие игрушек для детей с различными потребностями и уровнем развития (от простых и элементарных до интеллектуальных, соответствующих данному возрасту);
2. Дети испытывают потребность в движении:
Во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан свой уголок, где ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность (карточки с показанными двигательными заданиями, корзина для метания в нее разноцветных многочисленных мячей, островки для перепрыгивания через воображаемую реку и т. д)
3. Детям в условиях игры необходима изолированность игрового пространства от других детей, не участвующих в игре:
В группе есть цветные шнуры, составные бруски и т. д.
4. Для детей младшего дошкольного возраста свойственно копирование жизнедеятельности взрослых. Они только начинают копировать действия родителей:
Для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, компьютеры, коляски, микроволновая печь, электрический чайник, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым.
Вывод: таким образом, развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональна, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна.