Юлия Петрова
Содержание развивающей предметно-пространственной среды группах младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание развивающей предметно-пространственной среды
в группах младшего дошкольного возраста для совершенствования
разных сторон детской речи.
Подготовила воспитатель
Петрова Ю. В.
2015
МБДОУ детский сад «Алёнка»
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Елизавета Ивановна Тихеева. Одним из условий полноценного речевого развития детей является правильно организованная предметно-развивающая среда. Среда должна быть содержательно-насыщенной, т. е. должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Развитие речи в нашем детском саду ведется по программе Оксаны Семеновны Ушаковой «Занятия по развитию речи в детском саду». При Оформлении предметно-пространственной среды по речевому развитию младших дошкольников нами учитываются задачи данной программы.
Публикация «Содержание развивающей предметно-пространственной среды группах младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Воспитание звуковой культуры речи;
Словарная работа;
Формирование грамматического строя речи;
Развитие связной речи.
Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы оснащены игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Учитывая современные требования к повышению качества воспитательно-образовательного процесса, предметно-пространственная среда оформлена следующим образом:
-уголок речевой активности. В его содержание вошли, книги со стихами и сказками, дидактические картинки и игры разной тематики: «Большие и маленькие», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птичий двор», «Одежда», «Мебель», «Кто что делает?», «Что растёт в огороде», «Где чей домик», «Изучаем формы», «Для чего нужны?», «Поручения», муляжи овощей и фруктов,резиновые игрушки, атрибуты для пальчиковых игр (Волшебные карандаши, орехи, ребристые палочки, маленькие мячи). Атрибуты для развития речевого дыхания, многие из которых изготовлены родителями воспитанников: «Снег», «Кораблики», «Волшебные пузыри». Здесь решаются все основные задачи по развитию речи.
-уголок экологического воспитания и экспериментирования «Мы познаем мир» позволяет организовать работу по развитию речи, таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, объяснять. Добиваться поставленной цели и делать простейшие умозаключения. В этом детям помогают различные атрибуты: пластиковые бутылочки, лейки, песок и вода, сухие бассейны с различными видами круп и бросовым материалом, образцы бумаги, имеющие разную фактуру, плотность и цвет. Играя в уголке «Мы познаём мир» дети учатся задавать вопросы, отвечать на вопросы воспитателя, расширяют свой словарный запас. Упражняются в подборе антонимов и синонимов. Развивают мелкую моторику рук.
-уголок двигательной активности. Оборудование данного уголка позволяет шире использовать глаголы для обучения образованию повелительной формы (беги, лови, стой, потанцуй и. д.). Активизировать в речи ребенка пространственные предлоги ( например: подними над головой, стань около стола,.).Учатся называть форму и материал из которого сделан предмет. Здесь развитию речевой активности способствуют яркие кольцебросы, большие и маленькие мячи, кегли, флажки, ленты.
-уголок музыки и театра. Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям, театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Так же играя с музыкальными инструментами мы развиваем у детей звуковую культуру речи. Учим повышать и понижать силу голоса ( Барабан: бум, бум; дудочка: ду,ду и т. д.)
-уголок сюжетно-ролевых игр. Известно, что дети любят играть. Играя, мы общаемся с детьми, учим их общаться друг с другом, тем самым развивая диалогическую и монологическую речь. Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В младшем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные способности. В группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов заместителей. Ведь правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в групповом помещении создаёт возможности для успешного развития речи. Позволяет ребёнку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы.