Светлана Швецова
Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем
опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая деятельность.
Л. С. Выготский.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, и в этих условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, которые мы ему предоставляем, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому.
Публикация «Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают: 1) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 2) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6. ФГОС ДО)
Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать. Как доказал
Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем его мире как можно больше. Результаты исследований показывают, что старшие дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. И как говорил Н. Н. Поддъяков, 1997г. : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования». В связи с этим, детское экспериментирование представляет особый интерес. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС дошкольное образование направлено сегодня на достижение цели интеллектуального развития детей, их познавательных интересов и детской одаренности.
Итак, что такое детское экспериментирование?
Введено понятие Н. Н. Поддъяковым: «детское экспериментирование – это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей». В настоящее время все большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра-экспериментирование», под ним понимается детское экспериментирование, побуждаемое объектом на основе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте.
Выделяют следующие виды детского экспериментирования:
по характеру объектов (с растениями, животными, с объектами неживой природы, с явлениями);
по месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке)
по количеству детей: индивидуальные (1-4, групповые (до 14, коллективные (вся группа);
по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
по характеру включения их в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;
по продолжительности: кратковременные (до 15 мин., длительные (свыше 15 мин.);
по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические;
по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
по характеру мыслительных операций: констатирующие – позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами или явлениями, сравнительные – увидеть динамику процесса или отменить изменения в состоянии объекта, обобщающие – в которых прослеживается общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам;
по характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные
(детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее каков будет результат, решение экспериментальных задач.
По способу показа и применения: демонстрационные, фронтальные.
Работая с детьми своей группы, я стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. А при организации образовательного процесса в ДОУ экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Изучив опыт работы Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О. Дыбиной: «Неизведанное рядом»., Е. А. Дмитриевой, О. Ю. Зайцевой, С. А. Калиниченко: «Детское экспериментирование», Н. А. Рыжовой: «Исследования природы в детском саду», Н. В. Нищевой «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду», А. И. Ивановой «Организация детской исследовательской деятельности» и Ф. Ола, П. Дюпре (перевод Д. А. Овчинниковой «Занимательные эксперименты и опыты» и других, попыталась выбрать те самые интересные опытно-экспериментальные действия и вставить их в наш план образовательной деятельности по разным возрастным категориям. Старалась удовлетворить присущую ребенку любознательность, поддержать его инициативу в изучении окружающего мира, учитывая возраст детей и, конечно же, уделяла особое внимание соблюдению техники безопасности.
И в подтверждении вышесказанного я хочу привести примеры:
- например, тема песка и глины проходит через несколько возрастных групп, от 1 младшей группы, где дети строят из песка куличики, в старшей, сравнивают их и в средней, исследуются свойства этих материалов в разных состояниях;
- тема воздуха присутствует, как в средней группе, в старшей, так и подготовительной группе. Этот объект рассматривается с разных сторон, с усложнением в соответствии с возрастными особенностями и способностями детей;
- в средней группе исследуются и выявляются свойства бумаги, пластмассы, резины, стекла и других материалов;
- в старшей группе предложила поиграть в возможные варианты смешивания цвета (а почему взяла эту тему, потому - что пообщавшись с изомастером уточнила, что они именно в старшей группе начинают смешивать краски между собой, получая другие цвета);
- в подготовительной группе предлагаю взять такие темы, на мой взгляд, будут интересны детям, как вибрация звука (эхо, магниты, невидимые чернила, плотность воды, сила воздуха;
-экспериментально-исследовательская деятельность планируется как в образовательные часы (занятия, так и во время прогулок (в совместной деятельности, как индивидуально, так и по подгруппам; как кратковременные по времени, так и долгосрочные;
- что касается безопасности, все объекты и материалы соответствуют требованиям. Единственное, у меня сомнения на счет лимонного сока, но по условию эксперимента он разбавляется на 50% водой. Сок, выжатый из свежего лимоне – не предоставляет опасности для детей. Я думаю, что это тоже безопасно для использования.
Согласно ФГОС ДО (п. 3.3) «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. В группе оснащен «центр экспериментирования», но отмечу, что он не в свободном доступе детей. При любом возникающем вопросе у детей и интересе. Дети вместе с воспитателем могут воспользоваться им. Совместно с детьми и их родителями были подобраны различные материалы и объекты для исследования.
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, термос, фонарики, микроскоп, песочные часы;
• Разнообразные сосуды разного объема и формы, мерный стакан;
• Природный материал: камешки, ракушки, шишки, листья спилы, кора деревьев, семена (желуди, семечки тыквы, арбуза, каштаны, крупы;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, трубочки для коктейля, пластмассовые ложки;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, фольга, гофрированная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
Неструктурированные материалы: глина, песок, почва, вода, опилки, стружка дерева;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, вертушки, предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл).
Цель этого центра: создание условий для формирования основ целостного мировоззрения дошкольников средствами физического эксперимента.
Задачи центра:
- поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
-создавать условия для развития у детей естественно - научных представлений;
Мною предложены МОДЕЛИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ, при желании, можете ими воспользоваться, и если будут предложения пополнить их, буду очень рада совместному сотрудничеству.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует развитию детской одаренности.