ИРИНА ГУЩИНА
Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ д/с № 7
Гущина И. Н.
Сказки как средство развития связной речи
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари
Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.
Публикация «Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.
Задачи на развитие связной речи :
- учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметной картине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя схему-модель, как по цепочке, так и индивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.
- учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях, событиях; объяснять содержание сюжетных картин
- обогащать лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами (предметами, признаками, действиями); образными признаками (эпитетами); сравнениями. Тренировать детей в подборе слов-признаков и слов-действий к предметам; учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
- развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, координацию речи с движением.
Задачи нравственного воспитания:
-воспитывать в детях стремление выполнять нравственные правила, осознанно относиться к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе.
- воспитывать у детей любовь к родному краю; учить их заботиться о природе, поддерживать чистоту в окружающей среде; воспитывать чувство прекрасного.
- развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать окружающим посильную помощь.
Ознакомление дошкольников со сказкой часто ограничивается беседой о том, что лежит на поверхности текста, обыгрыванием и инсценировкой. В то время как использование сказочного материала нетрадиционно позволяет повысить речевую активность детей. Нетрадиционные формы позволяют научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.
Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой.
Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей : что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства. Н-р, сказка «Заюшкина избушка». О чем эта сказка? (мораль сказки) : Победа добра над злом. Почему герой совершает тот или иной поступок? (линия героев сказки) : Лиса – жадная, злая, хитрая, ленивая, хотела получить избушку, не прилагая усилий. Что приносят поступки героя окружающим, являются они созидательными или разрушительными: поступок Лисы разрушительный приносит зайцу горе, он остается без дома; поступок Петушка созидательный, приносит радость. Какие чувства вызывает эта сказка у вас (актуализация чувств) : негодование от поступка Лисы, сострадание к Зайцу, радость, когда добро побеждает зло.
Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка. (развитие речи)
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки
Н-р сказка «Маша и медведь»
1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка.
Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких).
-умеет готовить,
- умеет навести порядок в доме (трудолюбива,
- сообразительна и находчива.
- не плачет, не отчаивается.
Плохое:- невнимательна во время прогулки по лесу, непослушна,
-не умеет ориентироваться в лесу
- нельзя заходить в чужой дом.
2. Воспитание добрых чувств.
Можно ли назвать медведя добрым? Почему?
Игра «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошо-и-медведь поступил плохо)
3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой)
-Машенька какая (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.)
-Медведь какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой)
-Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.)
большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.
• придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок - лесовичок);
• срифмовать два слова (купец-удалец, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
• Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре “От каждого по словечку” – например, “Колобок-Колобок катится - Колобок катится по дорожке - Колобок катится по зеленой дорожке” и т. д.
Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой :
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);
• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);
• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).
Сказка должна способствовать и общению. Для этого можно использовать игру “Интервью”. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
4. Развитие мышления и воображения.
Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой?
Объедини со сказкой «Вершки-корешки»
5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами;
-За какое время Медведь дойдет до дома Маши?
6. Сказка и экология.
-Что могло произойти, если б Маша умела ориентироваться в лесу?
-Представьте, что все произошло зимой…
7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность.
Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей. Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Малыши очень любят играть в сказку. Дети старшего дошкольного возраста являются частыми гостями в младших группах. Они приходят поиграть, показать свои постановки сказок. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз. В процессе сами актеры вносят изменения в свои роли, добавляют фразы, диалоги, по- новому раскрывают характер персонажа. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками.
Малыши очень любят, когда к ним приходят ребята со своими рукотворными книжками, и рассказывают по ним сказки. Создавались эти книжки в совместном детско-родительском творчестве.
Родители охотно включаются в работу по театрализованной деятельности, помогают нам сочинять сказки, участвуют в наших представлениях.
В результате такой работы дети приобретают умение правильного построения разных типов предложений; могут использовать различные части речи; учатся строить самостоятельно высказывания разных типов; могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; придумывать загадки; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.