Александра
«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И.
Тема: «Дидактические игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
2016-2017 учебный год
Этап работы над темой : 1 год
Дата начала работы над темой : сентябрь 2016 г.
Предполагаемая дата окончания работы : май 2017г.
Цель работы : повышение уровня профессиональной компетентности по данной теме.
Публикация «„Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников“, План работы воспитателя по самообразованию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
А также изучение эффективности дидактической игры как средства речевого развития старших дошкольников.
Задачи:
- Изучение литературы по данной теме.
-Составление картотеки дидактических игр по речевому развитию.
- Изготовление дидактических игр
-Подготовка консультаций для родителей и воспитателей по данной теме.
-Изготовление папок-передвижек.
.
Актуальность.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой образовательной деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактические игры расширяют представления об окружающем мире, развивают умение ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов.
Сущность дидактической - игры в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, и сами находят решения. Это повышает их умственную активность. Поэтому формирование словаря, речевое развитие и овладение звуковой культурой речи наиболее доступно каждому дошкольнику в игре. В дидактических играх по развитию речи ребёнок развивает внимание, мышление, фантазию, память, речь, закрепляет умение обобщать на основе сходства и различия. В процессе речевых игр дети понимают и употребляют термины - слово, буква, звук, вслушиваются в звучание звука и слова. Ребёнок понимает значение слов, учится составлять предложения, рассказы. Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Перспективный план работы по самообразованию
Сроки Содержание и формы работы
Сентябрь-октябрь Изучение методической литературы по теме самообразования, составление библиографии по теме: «Дидактические игры в развитии речи детей». Мониторинг речевого развития детей старшей группы.
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : 2000Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. : 2010г.
Ноябрь- декабрь Составление картотеки дидактических игр для развития фонетико-фонематической стороны речи, для развития лексической стороны речи, для развития грамматического строя речи, для развития связной речи. Систематизация (распределение игр по этапам проведения в течении года) дидактических игр для проведения с детьми старшего дошкольного возраста. Использование в работе игр начального этапа. Пополнение наглядным материалом и играми центра речевого развития группы.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г
Январь-февраль Подготовка консультации для воспитателей доу на тему : «Дидактические игры речевого содержания для детей 5-6 лет». Взаимодействие с логопедом доу для консультирования родителей по вопросу речевого развития детей в домашних условиях. Оформление папки-передвижки для родителей: «Развиваем речь детей играя». Внедрение в работу с детьми игр развивающего этапа. Изготовление дидактических игр.
Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М. : 1983г Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М. : 1991г
Март- апрель Консультация для родителей : «Домашняя игротека». Изготовление дидактических игр по речевому развитию, приобретение наглядных пособий. Внедрение в работу с детьми игр закрепляющего этапа.
Колунова Л. А., Ушакова О. С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. №"9
май Итоговый мониторинг речевого развития детей. Анализ проведенной работы и составление отчета о достигнутых результатах.