Лариса Кордик
Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности. Появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью дошкольника к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у дошкольников.
Публикация «Консультация „Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.
Так как театрализованная игровая деятельность по способу образования и своему типу помогает осваивать духовный и материальный мир одновременно и создавать новый продукт, то можно предположить, что она может повысить креативное мышление детей и развивать их творчество, если ее правильно организовать, применив научно обоснованную методику.
Одним из инновационных направлений театрализованной деятельности старших дошкольников является интегрированный жанр литературного и музыкального творчества – «сказка-опера».
Как известно, сказка – это повествовательное или литературное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Опера – это музыкально-драматическое произведение, спектакль, в котором артисты поют в сопровождении оркестра.
Таким образом, сказка-опера – это опера, поставленная на основе сказочного сюжета.
В детском саду знакомство с оперой чаще всего осуществляется в форме слушания классических музыкальных произведений (М. Глинки, Римского-Корсакова, С. Прокофьева и др.) В настоящее время многие отечественные педагоги (Е. Устинова, А Савинова, В. Симукова и др.) разрабатывают свои авторские методики именно в этом направлении.
Но наряду с этим целесообразно осуществлять еще и постановку маленьких детских сказочных опер. Теоретическую базу такой интересной формы работы с детьми разработали Н. А. Ветлугина и О. П. Радынова. Благодаря их исследованиям, использование сказки-оперы как средства развития творческих способностей детей становится все более популярным среди педагогов-практиков (Е. Лютова, О. Козлова, Л. Блохина, Е. Горбина и др.)
Музыкальные партии сказки-оперы могут быть строго регламентированы автором либо они могут строиться на основе детских вокально-творческих импровизаций. В этом случае эталонами и образцами для подражания выступают не только вокальные импровизации взрослого, но и мелодии музыкальной классики.
Таким образом, постановка сказок-опер в детском саду значительно расширяет возможности педагога в развитии вокального творчества детей.
В МАДОУ ЦРР д\с №116 уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей во всех трех основных направлениях деятельности: физкультурно-оздоровительном, интеллектуально-познавательном и художественно-эстетическом. Одним из разделов образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению является «музыкальное развитие». Именно в этом разделе мною, музыкальным руководителем, ведется работа по постановке сказок-опер. В рамках музыкальных занятий довольно сложно осуществлять эту кропотливую работу. Поэтому было принято решение о включении в сетку занятий детей старшего дошкольного возраста дополнительного занятия театральной студии «Веселая карусель». Мною была разработана авторская программа по театрализованной деятельности в ДОУ «Музыкальная шкатулка».
Работа с детьми строиться поэтапно.
Первый этап – формирование способности восприятия интонации. Мелодика речи – совокупность тональных средств, модуляция высоты тона при произнесении фразы. Голос поднимается и опускается с горки – прием с помощью игрового упражнения «Дирижеры»; «Вопрос-ответ – закрепить навыки восприятия мелодии, повествовательных, вопросительных, восклицательных фраз и предложений.
Второй этап – темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление в связи с музыкой). Знакомство с понятием «быстро», «медленно», выполняя серии хлопков, прыжков, взмахов рук.
Третий этап – ритм речи – упорядоченность звукового и словесного состава речи. Дети усваивают с помощью игр-упражнений на развитие умений, различать на слух, равномерно повторяющийся или неожиданный акцент и воспринимать ритм рисунка.
Четвертый этап – тембр голоса – окраска, качество звука. Проводится игра «Угадай-ка». Задача детей – охарактеризовать голос: радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный.
Пятый этап – логическое ударение – интонационное средство, деление какого-либо слова. Детей подводят к пониманию, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных.
Итак, я полагаю, что сказка-опера является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников.
Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Однако зачастую задатки, заложенные в детей природой, остаются нераскрытыми. Создать благоприятные условия для развития талантов каждого ребенка – это одна из важнейших задач взрослых (родителей и педагогов).
МАДОУ ЦРР д\с №116
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Кордик Лариса Алексеевна