Вера Горбунова
Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Пластилин чудесный материал, который знаком каждому из нас с детства. История возникновения пластилина начинается еще в 19 века. Его изобретателем принято считать британского преподавателя школы искусств Вильяма Харбутта. Он изобретал для своих студентов простой и практичный материал для моделирования. Однако пластичная масса очень заинтересовала детей Харбутта и вскоре, весь его дом заполнился пластилиновыми изделиями.
Публикация «Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Уже несколько веков мы наслаждаемся чудесным изобретением и используем его в качестве материала для развития моторики рук и творческого мышления детей. Пластилин является замечательным средством развития объемно-пространственного мышления. В работе с дошкольниками среднего и старшего возраста мы начинаем активно использовать плоскостные изображения, забывая о важности развития пространственных представлений, которые формируются лишь, работая с объемными предметами.
Дети с удовольствием лепят различные предметы, а вылепленные персонажи становятся детям любимой игрушкой собственного производства, которые часто наделяются характерными чертами самого создателя, то есть ребенка.
Современные технологии позволили детям наслаждаться пластилином высокого качества, который не оставляет неприятных ощущений на руках, который представлен в разнообразной цветовой гамме и даже имеет различную текстуру (например: шариковый пластилин, пластичная масса для лепки).
Конечно, пластилин давно используется в работе с дошкольниками, а именно, на занятиях по лепке. Пластилинография – техника создания лепной картины набирает популярность.
Хотелось бы рассмотреть и рассказать о пластилине, как об универсальном средстве развития познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи. У детей данной категории наряду с выраженными речевыми нарушениями наблюдается несформированность процессов восприятия и внимания, мышления пространственного, логического - основных составляющих познавательной деятельности. Вопрос повышенного мышечного напряжение также поможет решить пластилин, так как возбудимые детки с его помощью могут снять напряжение («помять» «порвать» пластилин, отдать накопившееся у них напряжение). Ведь рвать, мять, ломать то, что мы не позволяем делать, а с помощью пластилина данную потребность можно реализовать и тем самым удовлетворить физиологическую потребность ребенка. Инертные дети, работая с пластилином, смогут сконцентрироваться в работы. Хочется выйти за рамки привычного представления о пластилине, рассказать о его применении не только на занятиях по изобразительному искусству.
Хочется рассказать Вам о применении пластилина в работе с дошкольниками с ОНР в разных направлениях коррекционной работы.
Игры на развитие познавательных процессов с пластилином
Оценивая предложенный педагогом образец, у ребенка задействованы важнейшие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также вовлечены в познавательный процесс и восприятия и внимания и память. Мы даем ребенку тот материал, который он должен превратить в увиденное, задействовав при этом полностью свою познавательную деятельность. При этом мы может отработать грамматические навыки, пространственные представления. Можем выстроить с ребенком занимательный диалог и побуждать его к самостоятельному развернутому высказыванию. Данная работа переноситься педагогом в индивидуальную форму с ребенком, что помогает повысить эффективность всего развивающего процесса.
Игра «Пластилиновый конструктор»
Ребенку предлагается самостоятельно создать игровой инструментарий (раскатать пластилин и с помощью фигурных формочек или инструментов для лепки вырезать необходимое количество геометрических заготовок, необходимого цвета)
Игра «Чьи следы»
Погружаем ребенку в игровой сюжет – расследование. Ищем хозяина отпечатков. Развиваем внимание, мышление, и, конечно же, речевые навыки (можно автоматизировать звук в словах). Для «следственного эксперимента» предлагаем кусок пластилина. В дополнение отрабатываем изменение падежных окончаний:
Кто хозяин того следа? (Волк. медведь)
Кого. (Кого не хватает на полянке? Определи по следам.)
Кому. (Кому принадлежат эти следы: Эти следы принадлежат волку)
Кого. (Кого ты видишь сейчас на полянке)
Кем. (Кем оставлены эти следы)
О ком. (О ком ты подумал, когда увидел эти следы)
Игры с пластилином развивающие графомоторные навыки
С помощью специальных атрибутов для лепки, а именно скалки, можно раскатать пластилин в тонкий пласт и предложить ребенку рисовать на нем определенные узоры, или обводить отпечатки оставленные на пластилины формочками.
Игры с пластилином развивающие пространственные представления
Основой для этой игры служат объект или персонаж, вылепленный из пластилина. Ребенку предлагается расположить фигурные пуговицы по инструкции логопеда. Например: «Сова летит над деревом». «Зайчик стоит за деревом/ перед деревом». «Ежик ползет под деревом». «Пчела села Мишке на левое/правое ухо». Пчела села Мишке на нос» и т. д.
Игры с пластилином, развивающие межполушарное взаимодействие
Данные игры направлены на развитие интегрированного межполушарного взаимодействия. Ребенок выполняет задания синхронно обеими руками. Из пластина делаются всевозможные дорожки (спиральные, волнистые, зигзагообразные)
Развитие речи
Хотелось бы в рассказать также о играх с пластилином, которые могут быть использованы на занятиях по постановке и автоматизации звуков, по активизации речи у неговорящих детей - вызывание активной речи.
Развитие артикуляционной моторики.
Казалось бы, как пластилин связан с артикуляционной моторикой!
Кусок розового пластилина можно предложить ребенку в качестве модели язычка. Ощупывая еще не разогретый пластилин, можно сравнить его с язычком, который не умеет выполнять различные артикуляционные движения. После чего предложить ребенку размять пластилин руками, чтобы он стал мягким и податливым. В этом случае мы привлекаем внимание ребенка к тому, что также «разминая язычок» с помощью упражнений, мы можем научить его выполнять необходимые движения и правильно произносить звуки.
Игры с пластилином на автоматизацию звуков
С помощью пластилина можно создавать интересные сюжеты, с помощью которых логопед на занятиях сможет без труда автоматизировать в речи ребенка поставленные звуки. Вот пример автоматизации звука С:
«Солнышко без лучиков. Давай раскатаем шарики – превратим их в «лучики». Будем раскатывать пластилин произнося красивый звук С»
«Вот какое солнышко у нас получилось. Теперь проводи пальчиком по каждому лучику и произноси слоги – СА-СО-СУ, АС-ОС-УС и т. д. / слова»