Муращенкова Лариса
Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.
Проблема творческого развития личности всегда привлекала внимание ученых, представлявших различные области знаний, во все исторические эпохи. Одним из интересных и любимых видов музыкальной деятельности для детей всегда являлась игра на музыкальных инструментах.
Публикация «Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Прежде чем начать работу по обучению игре на музыкальных инструментах необходимо было создать условия: приобрести музыкальные инструменты, организовать музыкальную среду в группах соответственно возрасту, разместить в музыкальном зале информационный стенд для родителей и педагогов, так же стеллажи для выставочных творческих работ, оформить уголок для детских рисунков. Так же изучить научные труды педагогов, психологов по проблеме развития творчества детей и обучения их музицированию. Выбрать подходящие методики и технологии, разработать план, провести анкетирование родителей, опрос педагогов и детей. Выявить на сколько велика заинтересованность всех участников педагогического процесса и только потом приступать к реализации плана работы.
Старшие дошкольники имеют накопленный музыкальный опыт, поэтому они пытаются подбирать мелодии по слуху, но не всегда это получается, так как они не могут найти первый звук, с которого начинается мелодия. Я нашла решение этой проблемы! Отметила первый звук мелодии маркером и устойчивые (опорные) звуки лада. После этого детям, стало легче подбирать мелодию знакомых попевок или песен. Подбор по слуху – эффективный способ обучения игре на металлофоне. Дети сами находят нужные звуки и интонации, сопоставляя их, выбирают подходящие. При этом у них развивается мелодический слух. Творческие задания способствуют проявлению креативности. Для активизации детей в игре на музыкальных инструментах, я создаю проблемную ситуацию, которую дети решают в процессе импровизации. Например - чтобы злая ведьма успокоилась и уснула, нужно придумать колыбельную и сыграть ее на музыкальном инструменте. Или: чтобы плакса превратился в весельчака, нужно сочинить задорную плясовую музыку. Детей мотивирую, и они с радостью выполняют задания. Например – чтобы управлять оркестром (быть дирижером, надо уметь внимательно слушать музыкальное произведение, понимать его форму, а еще играть на всех музыкальных инструментах, передавать разное настроение музыки. Или: чтобы лучше понимать настроение, нужно нарисовать музыку, а потом по рисунку сыграть ее.
Старшим дошкольникам предлагаю творческие задания в процессе игры на музыкальных инструментах.
• Выбрать самостоятельно подходящие музыкальные инструменты для оркестровки музыкальных произведений, менять их в соответствии со сменой настроений, динамики, темпа, регистра (отмечая части музыкального произведения, их контрастность).
• Выполнить творческие задания из лепбука «Музыкалочка» (отгадай загадку и нарисуй отгадку (музыкальный инструмент, нарисуй партитуру, придумай ритм и др.).
• Подобрать мелодию по слуху на металлофоне, опираясь на свой музыкальный опыт (сравнивая интонации подбираемой мелодии с интонациями попевок из Музыкального букваря Н. А. Ветлугиной).
• Придумать мелодию – ответ на вопрос, который сыграет и споет педагог.
• Сочинить свою музыку в разных жанрах (песня, танец, марш).
• Участвовать в процессе управления ансамблем и оркестром.
(быть в роли дирижера).
• Импровизировать индивидуально и в коллективе (ансамбле, оркестре).
Хочу отметить, что вся работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах с одновременным развитием творчества проходит в доброжелательной обстановке, педагоги тактично поправляют и направляют детей для достижения желаемых результатов. Важно, чтобы интерес к музыкально – инструментальной деятельности не угасал, чтобы дети получали радость и удовольствие от своей игры.