Наталья Кузнецова
Игры В. В. Воскобовича как средство стимулирования интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, наряду с развитием экономики и науки, с увеличением объёма знаний в различных областях, детский сад призван помочь детям в усвоении элементарных знаний на достойном уровне, с использованием новых техник и технологий. Именно такой технологией и являются «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Технология «Сказочные лабиринты игры» отличается от уже знакомых нам технологий в первую очередь своей простотой, доступностью, возможностью постоянно обучаться и напрямую контактировать с автором игры, посещать семинары, получать методические рекомендации. Во-вторых, вся эта разработанная технология представляет собой большую и интересную сказку, которою, можно рассказывать каждый раз по новому, придумывать своих героев и их приключения. И, наконец, самое главное все игры В. Воскобовича очень нравятся детям и никогда им не надоедают!Цель: повышение квалификации путём изучения развивающих игр В. Воскобовича на предмет возможности их использования в речевом развитии детей.
Публикация «Игры В, В, Воскобовича как средство стимулирования интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Предлагаю Вам,уважаемые педагоги и родители,краткое описание игр,их использование с которыми знакомили на региональном фестивале успешных образовательных практик ДОО в Оренбургской области,г. Орск.
Игры В. В. Воскобовича - как средство стимулирования интеллектуального развития дошкольников
Немного истории
Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.
Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».
Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику.
Все основано на трех основных принципах:
- Познание (это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях)
- Интерес (это положительный эмоциональный процесс, который связан с желанием узнавать новое для себя об определенном объекте)
- Творчество (это создание чего-то нового, ценного)
Особенности развивающих игр Воскобовича
1) Игры разработаны, исходя из интересов детей.
(Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.)
2)Широкий возрастной диапазон.
В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.
Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.
3) Многофункциональность и универсальность.
Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).
4) Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.
5)Методическое сопровождение.
Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный МагНолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.
Популярные развивающие игры Воскобовича
Все игры В. Воскобовича имеют различную направленность. Одни игрыразвивают у ребенка воображение и логическое мышление, другие игровые пособия обучают детей чтению и формируют математические навыки. Также разработаны развивающие игры, которые направленные на конструированиеи моделирование.
"Геоконт"
Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это, действительно, игровое пособие, приложение к сказке. "Пособие" Геоконта представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, "разделяется" на 7 лучей, соответствующих цветам радуги -- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например "О1" или "З4".
С помощью разноцветных резиночек можно познакомить ребенка с различными геометрическими понятиями. Ребенку легче понять наглядно, что такое точка или линия - прямая или замкнутая, что такое угол прямой, острый или тупой, что такое отрезок и т. д. С таким игровым наглядным пособием ребенок легко узнает и усваивает различные геометрические фигуры - треугольник, прямоугольник, трапеция. Но с помощью резинок Воскобовича можно устраивать и другие, самые различные игры. Например, превращать геометрические фигуры друг в друга, передвигая резинки по гвоздикам или достраивать симметричную половинку какой-нибудь фигуре, или переворачивать фигуру зеркально.
Из резинок можно создавать не только геометрические фигуры, но и самые разнообразные узоры. Можно собрать узоры по образцам, представленным в прилагающемся альбомчике, а можно придумать свои. Можно не просто составлять узоры, а по заданному воспитателем алгоритму. Воспитатель говорит ребенку имена гвоздиков, на которые следует одеть резиночки, а он создает узор и демонстрирует результат. Например: "Ф4, Б4, З4, Г4". Получился прямоугольник. Или пусть ребенок дома, а не в детском саду загадает фигуру и задаст алгоритм родителям, а родители должны угадать и собрать ее на Геоконте.
Игровой набор Геоконта - это приложение к сказке, придуманной Воскобовичем. Это методическая сказка с названием, в котором зашифровано слово "геометрия": "Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава". Начинается сказка, типичная для мышления физика, так: "Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: "Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком". Крикнул малыш оранжевым криком - исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: "Не бойся Желтую Птицу - прогони ее зеленым свистом". Свистнул малыш зеленым свистом - исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: "Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом". Шепнул Малыш синим шепотом - исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес"…
Ребенок, иллюстрируя сказку, с помощью резинок и гвоздиков создает изображения на "Геоконте". Он делает лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться. В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творчество.
КвадратВоскобовича
"Квадрат Воскобовича" или "Игровой квадрат" бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет). Этот волшебный квадрат можно превратить по желанию во что угодно - в домик, в лодочку или в конфету. Все, что хочет сделать сообразительный малыш: летучую мышь, конверт, семафор, мышку, ежика, звездочку, башмачок, лодку, рыбку, самолет, птичку, подъемный кран, черепаху… Это неполный перечень только тех "превращений" Квадрата Воскобовича, которые есть в инструкции. А ведь можно и самим что-то придумать!
Все это возможно благодаря тому, что эта игрушка изготовлена из ткани. На тканевую основу наклеены пластиковые треугольники. Они разноцветные - зеленые с одной стороны и красные с другой. Между треугольниками остаются полоски ткани, по которым квадрат можно сгибать. Складывая "Квадрат" можно познакомить ребенка с геометрическими фигурами (квадратом, прямоугольником и треугольником) и их свойствами. Играя с "Квадратом Воскобовича", воспитатель детского сада может давать задания на тренировку внимания, логики или сообразительности. Например, сложив домик с зеленой крышей, воспитатель спрашивает у ребенка, сколько он видит красных квадратов. Первый ответ, который приходит на ум - два, но если присмотреться внимательнее, то ясно, что квадратов три. А зеленый квадрат один. И таких заданий можно придумывать бесконечное множество! Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры. Квадрат Воскобовича безотказно развивает пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анализировать, а также моторику рук и творческие способности. Если "Квадрат Воскобовича" есть у вас дома, его можно взять с собой даже на прогулку или в дорогу. Он легко поместится в карман и не прервет интересных игр во время прогулки или в путешествии. Для детей постарше "Волшебный квадрат Воскобовича" - наверное, самая популярная игрушка. Этот четырехцветный Квадрат представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных также на гибкую тканевую поверхность в определенном порядке. Между квадратами оставляется небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.
После первых удачных опытов с Геоконтом и Волшебным квадратом Воскобович разработал более 40 развивающих игр и пособий. Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр и букв, на обучение чтению. Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет. Вот лишь некоторые из них.
"Логоформочки"Воскобовича
Это еще одна прекрасная развивающая игра Воскобовича. Поле игры разделено на квадраты размером 3х3. Внизу поля находится подвижная линейка. Передвигая линейку, можно моделировать геометрические и любые другие составные фигуры, которые составляются из 3 геометрических эталонных фигур красного цвета (круг, треугольник, квадрат) и 6 составных фигур зеленого цвета. Шесть составных фигур путем соединения верхней и нижней частей геометрических эталонных фигур. Каждая составная фигура имеет название по сходству с соответствующим предметом: грибок, вазочка, окно и т. д. Эти названия вы найдете по периметру инструкции. Названия этим фигурам ребенок по желанию может дать свои.
Каждую фигуру мысленно можно разделить на две части - верхнюю часть и нижнюю часть фигуры. Все фигуры в горизонтальных и вертикальных рядах игрового поля расположены в определенном порядке, то есть: в вертикальных рядах у фигур одинаковые верхние половины (вершки, а в горизонтальных рядах - нижние половины (корешки). На каждой фигуре игрового поля есть пластмассовый гвоздик, с помощью которого удобно вынимать и вставлять фигуры в ячейки, как в формочки.
Есть много вариантов игры с малышами в Логоформочки Воскобовича. В них играют и дома, и в детских садах. Например, мама или воспитатель детского сада может выложить фигуру "грибок" на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит "грибок" (круг и треугольник). Другой вариант игры с Логоформочками Воскобовича, своеобразная игра в Вершки и Корешки. Выньте все фигуры из ячеек, а затем поставьте на поле любую фигуру и дайте задание ребенку собрать только корешки. Малыш начинает заполнять соответствующий горизонтальный или вертикальный ряд. У Логоформочек Воскобовича есть еще одно достоинство - фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. "Логоформочки" Воскобовича способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое.
"Кораблик"Воскобовича
Любой корабль предвещает увлекательное плавание, а "Кораблик Буль-Буль" Воскобовича уплывает в математическую страну и увозит туда юных матросов. С таким корабликом математика превращается в увлекательную игру. А знания, полученные в такой необычной форме, никогда не сотрутся из памяти. Они станут прочным фундаментом для дальнейших успехов в учебе и познании окружающего мира.
Прежде всего, играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С "Корабликом" ребенок легко ориентируется в таких понятиях, как количественный и порядковый счет. Кроме того, ребенок легко, как бы попутно и между делом закрепит понятия о цвете и высоте предметов, об их пространственных отношениях, познакомится с понятием "условность" с помощью "условной мерки" в виде флажка. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.
Мачты и флажки "Кораблика" Воскобовича выполнены из фанеры. Сам кораблик и все его элементы прикрепляются с помощью ленты-липучки на игровое поле, сделанное из ковролина.
"Волшебная Восьмерка" Воскобовича Авторская методика для детей от 5 до 10 лет
Знакомство ребенка с цифрами при помощи этого необычного пособия доставит ему истинное удовольствие. Занятие математикой превратится в увлекательную игру. "Волшебная Восьмерка" Воскобовича поможет развить у ребенка память, внимание, воображение, мелкую моторику рук, пространственное и логическое мышление, умение считать, составлять цифры и образные фигуры.
Эта увлекательная и развивающая игра представляет собою основу, изготовленную из дощечки. На дощечку с помощью резинок крепятся разноцветные детали цифр, тоже фанерные. Ребенок должен научиться складывать из этих деталей-палочек все цифры от 0 до 9. Попутно ребенок усваивает понятие о цвете при помощи особой считалки Воскобовича. Она звучит так: "Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи". В этой считалке начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило - цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Часто воспитатели в детских садах дают детям задания на поиск ошибок в составленных воспитателями или другими детьми цифрах. Ребенок должен устранить неверную последовательность цветов или придумать свои собственные задания. В начале занятий можно воспользоваться прилагающейся к игре инструкцией, в которой описаны некоторые варианты игр. Например, игра Зашифруй цифру: перед малышом выложена цифра "восемь". Предложите из нее сделать цифру "девять" и произнести считалку, которая в результате получится (Кохле-Охле-Желе-Зеле-Селе-Фи). А теперь вы произнесите ребенку шифр-пословицу (Кохле-Желе-Зеле-Фи, а малыш выложит получившуюся цифру ("четыре").
Игра–шнуровка Яблонька.
Игрушки для детей от 3 до 9 лет
Игра-шнуровка Воскобовича обучает детей словообразованию, способствует развитию памяти, сообразительности и внимания. Через игру ребенок знакомится с новыми словами, что значительно расширяет его кругозор, а также укрепляет мелкую моторику пальцев, налаживает координацию движений кистей рук.
Из начального слова яблонька можно составить более 200 других слов и в этом вам поможет еще один значок – маленькая звездочка, которой можно заменить недостающую букву.
Слова пишутся шнурком, продевая его сквозь отверстия или наматывая на кнопки. В приложении описаны варианты нескольких игр с Яблонькой, которые рассчитаны на детей самого разного возраста.
Змейка. Игра-головоломка.
В отличие от квадрата Воскобовича у «Змейки» больше приемов сложения. Ее можно согнуть по вертикали, горизонтали, диагонали, перекрутить, поставить части вертикально, наложить их друг на друга. Занимательная головоломка позволяет конструировать не только плоские, но и объемные фигуры. В цветном приложении вы найдете массу вариантов для сборки.
Что развивает данная игрушка? Во-первых, интеллект. Ребенок тренирует память и внимание, учится анализировать и сравнивать, знакомится с пространственным конструированием.
Во-вторых, сенсорные навыки. Знание геометрических фигур, основных цветов, умение определять форму и размер очень важно для любого ребенка.
И, в-третьих, творческие способности. Из Змейки можно придумать много новых фигур по собственному замыслу.
Математические корзинки 5. Развивающее пособие для освоения счета в пределах 5
Обучающее пособие Математические корзинки помогут малышу освоить счет в пределах 5, ребенок сможет научиться складывать и вычитать.
Малыша ждут веселые зверята-цифрята: Ежик-единица, Зайка-двойка, Мышка-тройка, Крыска-четверка, Собака-пятерка. У каждого из них есть своя корзинка-вкладыш (диаметр 8,5 см, в которую они любят собирать грибы-вкладыши (размер 2 см). На каждой корзинке есть специальные выемки, куда можно будет вставить грибы (количество выемок на корзине соответствует цифре, которая на ней указана).
Поиграйте с малышом в игру: сколько грибов нужно найти зайчику или ежику, чтобы корзина стала полной, кто набрал больше грибов и другие. В инструкции, которая есть в комплекте, вы найдете описания более десяти игр. Малыш сможет обводить, заштриховывать, разукрашивать грибы и корзинки, что будет способствовать развитию мелкой моторики рук. В комплекте вы найдете 5 корзинок-вкладышей и 21 грибок. Эти детали и основа изготовлены из многослойной фанеры.
Фонарики Ларчик. Эталоны формы.
Играя с пособием, ваш ребенок не только познакомится и усвоит понятия формы и размера, но и научится конструировать на плоскости различные фигуры: дома, цветы, машинки, человечков и многое другое.
Пособие представляет собой комплект из «фонариков» разного размера круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной и овальной формы. С помощью ленты велькро эталоны формы крепятся к игровому полю из ковролина.
Играть можно как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхности.
Ребенок сможет конструировать фигуры на плоскости, используя альбом с предложенными схемами и вариантами или придумывать их самостоятельно. Для удобства, все фигуру разделены в альбоме на тематические разделы: человечки, животные, птицы и бабочки, рыбы, растения, строения, техника, разное.
Игровое пособие «Фонарики. Эталоны формы» направлено на развитие творческих и сенсорных способностей ребенка, его воображения, речи, тренировку моторики, тактильных и осязательных анализаторов. Благодаря вариативности и свободе творчества при игре с эталонами формы будет развиваться внимание, память и мышление.
«Фонарики» Воскобовича пригодятся вашему ребенку и при освоении математических навыков, ведь с их помощью можно освоить количественный счет, пространственный отношения, понятия «больше-меньше).
Все «фонарики»-формы изготовлены из окрашенной фанеры и имеют удобные держатели. Игровое поле сделано из ковролина.