Снежана Сергеевна Гарбуз
Игры с прикосновением
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Сорока - ворона» известна всем. Она очень проста, но чрезвычайно важна для малышей. Неслучайно у неё столько сестёр в разных концах света. Народные игры мудры : они дают именно то, что в данное время нужно ребёнку.
Берём у ребёнка руку, водим своим указательным пальцем по его ладони и приговариваем:
Сорока, сорока кашку варила,
Деток кормила,
Этому дала, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Публикация «Игры с прикосновением» размещена в разделах
А этому не дала. (покачиваем мизинчик)
Ты дров не носил,
Воды не носил.
Зачем дров не носил? (поглаживаем запястье)
Воды не носил?
Знай наперё д:
Здесь водичка - холодненькая,
Здесь - тёпленькая, (поглаживаем сгиб локтя)
Здесь - горяченькая, (поглаживаем плечо)
А здесь - кипяток, кипяток! (щекочим под мышкой)
Есть и другой вариант этой старинной игры :
Сорока, сорока,
Кашу варила,
На порог поскакивала,
Гостей посматривала:
Не едут ли гости,
Не везут ли гостинцы?
Приехали гости,
Привезли гостинцы.
По очереди прикасаемся к пальчикам ребенка и говорим:
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому пивца,
Этому хлебца,
А этому недостало.
Поди,
Там есть колодец,
Напейся водицы!
Потом, указывая на ладонь, говорим:
Тут пень,
Касаемся кисти руки:
Тут колода,
Подвигаемся к локтевому сгибу:
Тут мох,
Приближаемся к подмышке:
Тут болото.
Щекочем подмышку:
А тут студеная водица.
Комарики
Сведите большой и указательные пальцы - вот и «комар». Сейчас он будет кружиться над малышом, лежащим в кроватке или у вас на руках, пока вы приговариваете:
Дарики, дарики,
Аи да комарики!
Вились, кружились
Да в ушко вцепились,
Кусь!
«Комарик» может укусить ручку, ножку, щечку ребенка, который скоро освоится в игре и скоро станет прятать от вас места «укуса».
А вот еще одна игра:
Там, за дверью - Дед Мороз,
Щипза щечку!
Щип за нос!
***
Есть хорошая русская поговорка: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, а наполовину тому, кто слушает». И об этом не надо забывать, проводя время с маленьким ребёнком. Во время общения с малышом очень важно создать такие условия, чтобы он слышал и себя и Вас, чтобы мог хорошо видеть Ваше лицо, когда Вы с ним играете, разговариваете. Ведь он учится, подражая Вам. Дети очень любят игры с называнием частей лица, тела. Эти игры хороши тем, что они в них пока пассивны.
Всё делают взрослые. Но в этом и ответственность: движения должны быть естественны и приятны малышу и не должны вызывать негативной реакции. В противном случае, при возникновении отрицательных постоянных эмоций возможна их фиксация на подсознательном уровне. И как следствие - замедление эмоционального развития, развития речи.
Стенка, стенка
Стенка, стенка, (касаемся по очереди щёк ребёнка)
Потолок, (касаемся лба)
Две ступеньки, (дотрагиваемся до губ)
«Дзинь!» - звонок. (нажимаем на нос)
Гармонь
Взрослый, легко нажимая ребёнку на нос, спрашивает:
-Дзинь, дзинь, дзинь.
Хозяин дома?
Если ребёнок отвечает «Да», спрашивает дальше:
Гармонь готова?
Если снова отвечает «Да» :
Можно поиграть?
На ответ «Да», щекочет ребёнка под мышками и по рёбрам, изображая игру на гармони.
Дрозд
Показывают сначала на себе, а потом на ребёнке.
Я - Дрозд, ты - Дрозд.
У меня — нос,
И у тебя - нос.
У меня - мягкие щечки,
У тебя - мягкие щёчки.
У меня - сладкие губки,
У тебя - сладкие губки.
Мы любим друг друга! (обнимаются)
Важно, чтобы у ребёнка не было зажатости, страха, что игры сложны, недоступны. Поэтому игры надо подбирать таким образом, чтобы была уверенность, что ребёнок справится с ними. В нашей книжке игры «растут вместе с ребёнком».
Сороконожки
Две сороконожки (руки скрещены)
Бежали по дорожке, (пальцы каждой руки бегут по предплечью другой руки)
Всё бежали и бежали, (пальцы каждой руки бегут по плечу другой руки)
Всё друг дружку догоняли, (сцепляются в крепкий замок на затылке)
Как друг дружечку догнали,
Так друг дружечку обняли.
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли! (взрослый разнимает руки ребёнка)
Путь сороконожек может меняется с каждой новой игрой. Пальцы рук могут сцепиться на макушке, на спине, под коленками. Затем можно играть и в парах. Руки бегут по телу партнёра, сцепляясь на его спине, голове, под его коленками.
Лук, чеснок или малина
Взрослый держит ребёнка на коленях спиной к себе, закрывая ладонями ему глаза. Спрашивает:
- Лук, чеснок или малина?
Если ребёнок отвечает «чеснок», взрослый говорит:
- Посиди ещё часок, (продолжает закрывать глаза)
Если «малина», говорит:
- Открываем (закрываем) половину (открывает (закрывает) один глаз)
Если отвечает «лук», говорит:
- Молодец, мой друг (гладит ребёнка по голове)
Кисонька - мурысонька
- Кисонька - мурысонька, ты где была? (ладонями гладим по щекам ребёнка)
- На мельнице, (круговые движения указательными пальцами)
- Кисонька - мурысонька, что ты там делала? (гладим щёки ладонями)
- Муку молола, (круговые движения тыльной стороной ладоней)
- Кисонька - мурысонька, что из муки будешь печь? (гладим щёки ладонями)
- Оладушки, оладушки, (постукиваем ладонями по щекам)
- С кем оладушки будешь есть? (гладим щёки ладонями)
- Одна.
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна. (шутливо треплем ребёнка за нос)