МААМ-картинки

Игры по развития речи детей дошкольного возраста

Анна Плиева
Игры по развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ№60

Воспитатель: Плиева А. Б.

Владикавказ 2018г.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры могут проводиться подвижно, как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр, построенных на словах и действиях играющих.

Публикация «Игры по развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В каждой дидактической игре четко определяется программное содержание.

ИГРА «СОСТАВЬ СЛОВО»

Цель: звуковой анализ слова

Ведущий предлагает детям провести звуковой анализ слова «Азбука».

Ведущий: «Я – буква А слове АЗБУКА». Дети должны продолжить игру, подходя к воспитателю и назвав следующую букву и т. д. Обозначив все буквы, дети хором произносят составленное слово.

***

Игра «Построй круг»

Цель: Обогащение и активизация словаря притяжательными прилагательными

Дети двигаются врассыпную, на команду «Круг» дети пристраиваются в круг. Ведущий дает одному из детей картинку с изображением коровы (цветка, молока). Ребенок передает картинку стоящему рядом ребенку, говоря: - «Корова большая», другой ребенок, выполняя те же действия, добавляет: «Корова пестрая" и т. д.

Игра «Телефон»

Цель: слоговой анализ слова

Дети выстраиваются в колонну. Ведущий отстукивает по плечу ребенка, стоящего последним, определенное количество ритмослогов. Ребенок передает этот ритм-рисунок впереди стоящему ребенку, тот следующему и т. д. впереди стоящий ребенок, уловив ритм, придумывает слово, которое должно соответствовать заданному ритмическому рисунку. Затем дети поворачиваются в другую сторону и задание повторяется.

* * *

Игра «Найди себе пару»

Цель: развитие связной речи

Дети стоят в кругу. У ведущего в руках стрелка. Поворачиваясь вокруг себя, он указывает стрелкой на кого-либо из детей, приговаривая: «Стрелка стрелка покрутись, около Саши (Димы) остановись.

Ведущий произносит какое-либо слово, и названный ребенок придумывает предложения услышанным словом.

* * *

Игра «Мяч

Цель: Обогащение и активизация словаря антонимами

Дети стоят в кругу. На команду «Бег» дети бегут по кругу. На команду «Внимание» дети останавливаются лицом в круг. Ведущий бросает одному из детей мяч, одновременно произнося любое слово, ребенок, поймав мяч, подбирает антоним к этому слову и возвращает мяч ведущему.

* * *

Игра «Волшебник увеличения»

Цель: развитие грамматического строя речи, образование уменьшительной формы существительного.

Дети бегут по кругу. По команде «Стоп» останавливаются и поворачиваются спиной в круг. Ведущий говорит, что пришел «Волшебник увеличения» и превратил все слова из обыкновенных в огромные. Например, был волк, а стал волчище. Ведущий дотрагивается до кого-либо из детей и произносит любое слово, например дом. Ребенок поворачивается к воспитателю и отвечает «домище». Так игра проводится несколько раз (каждый раз другим словом).

Аналогично проводится игра «Волшебник уменьшения».

* * *

Игра «Слушай внимательно»

Цель: слоговой анализ слова

Дети двигаются врассыпную. На слово «Внимание» дети группируются по количеству слогов, произнесенного воспитателем слова.

* * *

Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха

Ведущий произносит слово, дети повторяют окончание.

Солнце – це, це, це, це

Дети – ти, ти,ти.

* * *

Игра «Ночлег»

Цель: Развитие мышления, обогащение и активизация словаря

Дети: «Мы устали, ночь пришла

На ночлег пусти, пчела»

Пчела: «На дожде держать не буду

В домик я пущу…. (посуду, мебель, одежду и т. д.)

* * *

Игра «Составь рассказ»

Цель: развитие грамматического строя речи

Ведущий предлагает варианты предложений, которые дети должны продолжить.

Например: «Я люблю, когда…»

«Я люблю, когда…»

«Мне плохо, когда…»

«Я не хочу, когда…»

«Я не могу, когда…»

«Я хочу, когда…»

* * *

Игра «Мяч в воздухе»

Цель: звуковой анализ слова

Дети стоят в кругу, ведущий бросает мяч одному из детей, произнося слово, ребенок, поймавший мяч, выделяет последнюю букву у услышанного слова, и, придумав новое слово, начинающееся с этой буквы, проговаривает его и бросает мяч ведущему.

* * *

Дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) – кожаные, белые.

Шляпа (какая) – черная, большая…

Туфли (какие) – осенние, красивые…

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая) - белая, праздничная….

Шуба (какая) - меховая, теплая…

***

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры : воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

***

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры : воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

***

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры : в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т. д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

***

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т. д.

Ход игры : воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

***

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры : ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

***

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

***

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры : воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

***

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: Обогащение и активизация словаря. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.

Осенью дни пасмурные… серые, унылые…

Осенью часто погода бывает холодной… ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное… печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые… холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи… тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни… безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно… пасмурно, ветрено…

***

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры : воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё, ребёнок отвечает.

Шарф (чей) — мамин,

Шляпка (чья) — бабушкина,

Поднос (чей) - дедушкин,

Книга (чья) – бабушкина,

Тапочек (чей) – дедушкин.

***

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры : детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

*** ***

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

*** ***

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

*** ***

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его … (когтей)

***

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

Ход игры : в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

***

ПРЯТКИ

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры : в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т. д.

***

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры : воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

Незаконченные предложения для игры :

Вова заболел… (простыл) Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно) Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло) Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

***

ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация. Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своё м желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своё м желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

***

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

Ход игры : «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

Предложения для игры :

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

***

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: Обогащение и активизация словаря, упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медведушка…

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

***

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

***

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет Поющая

Щебечет Щебечущая

Улетает Улетающая

Кормит Кормящая

Плывет Плывущая

Кричит Кричащая

Голодает Голодающая

***

УЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого) – нет лебедя, утки … .

Нет (кого) – нет лебедей, уток … .

***

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры : взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

***

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое …. В доме нет …. Я подошел к …. Я мечтаю о большом …. У меня растут цветы под … .

***

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить.).

Ход игры : в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В. Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

***

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО? ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … ?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … ?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … ?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

***

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: обогащение и активизация словаря антонимами

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

***

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - …, мчаться -, нестись - …, гнать - …, тащиться - …, передвигаться - … .

***

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры : предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

***

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

У дятла острый клюв, поэтому его называют …).

***

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

У дятла острый клюв, поэтому его называют …).

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Дидактические игры для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Любимые сказки»Дидактические игры для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста «Любимые сказки» Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками. Использую эти дидактические игры на многофункциональном развивающем.

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности у педагогов по теме: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития.

Мастер-класс для педагогов «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: речевое развитие дошкольников с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр. Задачи: 1) показать важность работы по развитию.

Особенности развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической,.

Презентация «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Я хочу с вами поделиться опытом работы «Пальчиковые игр как средство развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста».

План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1) Интегрировать пальчиковые игры,.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 января 2019 в 06:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анна Плиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД