Ольга Романова
Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Овладение связной речью является крайне важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего ее полноценного развития.
Старший дошкольный возраст – это качественно новый этап развития речи. Дошкольник стремиться больше узнать об окружающем мире, рассказать обо всем и воздействовать на другого. Именно это стремление делает развитие связной речи ведущим мотивом. Вся деятельность ребенка старшего дошкольного возраста становиться непосредственно связана с необходимостью развивать речь. Познавательные процессы, которые происходят в этом возрасте, тоже непосредственно связаны с развитием речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
В современном мире все чаще среди детей проявляются нарушения в развитии связной речи. Это объясняется тем, что в жизни детей слишком рано появляются гаджеты? заменяющие живое общение виртуальным и мешающие полноценному становлению связной речи, а также уменьшается разнообразное взаимодействие и общение со сверстниками, в результате чего у дошкольников снижается желание активно участвовать в речевом общении. Активизации речевого развития может способствовать вовлечение детей в совместную игровую деятельность. Исходя из того, что на протяжении всего дошкольного периода именно игровая деятельность остается ведущим видом деятельности, применение игровых методов, приемов, средств в работе с детьми данного возраста является адекватным, наиболее приемлемым. Театрализованная игра помогает создавать такие ситуации, в которых дети вступают в речевое общение и развиваются. Проводимая в игровой форме работа позволяет быстро заинтересовать детей, долго поддерживать их мотивацию к выполнению заданий.
Театрализованная деятельность является одним из успешных методов развития связной речи детей, поскольку позволяет решать такие задачи, как формирование выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, эмоциональных переживаний и эмоциональных открытий. Это действенный способ приобщить ребенка к духовному богатству своего народа и других народов. В результате ребёнок сможет познать окружающий мир и сердцем и разумом. Дошкольник, выражая своё отношение к злому и доброму познаёт ту радость, которая связана с преодолением трудностей в общении, неуверенностью в своих силах и возможностях.
Принимая активное участие в театрализованных играх, дошкольник входит в образ, перевоплощается в него, живет жизнью персонажа, речь ребенка становится ярко окрашена различными эмоциями. Вопросы, задаваемые детям при подготовке к игре, заставляют их думать, анализировать довольно непростые ситуации. Дети учатся делать выводы и обобщения. Это помогает совершенствовать умственное развитие и тесно связанному с ним совершенствованию связной речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний начинает активизироваться словарь ребенка. Кроме того звуковая сторона речи совершенствуется. Новая роль, особенно звуковой диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Дошкольник начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже активно пополняется. В создании игрового образа роль слова неоценима. Слово помогает ребенку выражать свои эмоции, мысли, чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Результатом целенаправленного использования театрализованных игр, в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности является приобретение речевых навыков. На основе этих навыков становиться возможным построение связных высказываний. На основе полученных навыков у детей развивается мышление, память, воображение. Речь становится эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Участвуя в театрализованной деятельности, дошкольники знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Вступление в диалог с различными персонажами ставит ребёнка перед необходимостью понятно, ясно и чётко говорить и изъясняться. Игры в театр оказывают большое влияние на речевое развитие ребенка. Дети могут применять вербальные и невербальные средства общения, овладеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Поэтому участие детей в театрализованных играх способствует полноценному развитию всех сторон связной речи. В процессе происходит развитие монологической и диалогической речи, а это в свою очередь становится главной предпосылкой успешного обучения в школе.