Ольга Муркаева
Игры для развития социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры, направленные на развитие социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИГРА «ВОЛШЕБНИК»
Цель — развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу.
Ход игры. Дети встают в круг, у края которого изнутри ставят стул. Вместе с воспитателем идут по кругу и поют:
Кто сегодня всех красивей,
Кто сегодня всех счастливей,
Поскорее появись,
На волшебный стул садись!
Публикация «Игры для развития социально-нравственного опыта детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Тот. Кто оказывается рядом со стулом, садится на него и становится «волшебником». По его приказу остальные дети могут «превращаться» в зверей или птиц, изображать разные предметы: машины, самолеты. Музыкальные инструменты или сказочных героев: великанов, лилипутов, гномов и пр. Затем игра повторяется, и новый волшебник придумывает новые роли для детей. На «волшебном» стуле может оказаться и воспитатель. Он предлагает веселые и шуточные задания для мальчиков и девочек, поддерживает общую веселую, непринужденную игровую атмосферу.
Эту игру можно использовать для поздравления с днем рождения. Сидя на «волшебном стуле», именинник выслушивает от других детей добрые слова и пожелания, а затем выполняют все игровые задания.
ИГРА «КАК НАШИ ДЕВОЧКИ ПОШЛИ ЗА ЦВЕТАМИ»
Цель. Укрепить дружеские отношения между мальчиками и девочками, приучать мальчиков оберегать девочек и помогать им.
Ход игры. Девочки идут в лес за цветами. Они изображают, как собирают на полянке цветы, произносят текст:
Мы цветочки собираем,
Мы букеты составляем:
Вот цветочек голубой,
Вот цветочек золотой,
Здесь цветут ромашки,
Расцвели тут кашки.
Все цветы мы соберем,
В детский сад их принесем!
В это время слышится шум, недовольное рычание. На полянку выходит «медведь» : «Кто шумит тут, кто поет, спать спокойно не дает?»
Девочки в страхе убегают, «медведь» гонится за ними. Девочки идут к мальчикам и просят их защитить от «медведя» Вместе с воспитателем мальчики сначала потихоньку подкрадываются к «злому медведю»(он их не замечает, «ест малину»). Подойдя ближе, мальчики начинают топать ногами и пугать «медведя». «Медведь» убегает. Воспитатель хвалит мальчиков за смелость:
Вот какие молодцы,
Вот какие храбрецы!
Нас смогли вы защитить
И медведя победить!
Девочки благодарят мальчиков за спасение и помощь. Затем игра повторяется. Мальчики придумывают, как еще можно защитить девочек и не позволить «медведю» помешать им «собирать цветы» или как незаметно подобраться к «медведю» и поймать его.
ИГРА «Мы едем, едем, едем в далекие края»
Ход игры. На одном фланелеграфе находится изображение поезда с тремя вагонами. На другом расположены вперемешку фигурки людей (детей и взрослых) и животных в двух эмоциональных состояниях – радости и злости. Дети должны отправить в путешествие на поезде только радостных путешественников. Они делают по очереди свой выбор и заполняют веселыми путешественниками «вагон веселых взрослых», «вагон радостных детей» и «вагон веселых животных». А злые и сердитые персонажи остаются без приглашения. Их возьмут в путешествия, когда они перестанут злится. Игра заканчивается исполнением «Песенки веселых друзей» (музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова).
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ОЧКИ»
Цель — уметь увидеть и рассказать о положительных качествах и поступках сверстников.
Содержание игры. Дети сидят в кругу. Воспитатель объявляет, что у него есть «волшебные» очки, в которых можно разглядеть только хорошее. Что есть в человеке. Для примера воспитатель, надев «волшебные» очки. Смотрит на няню и подчеркивает ее достоинства: «Она трудолюбивая, добрая, симпатичная». Потом, подойдя к кому-нибудь из детей, называет его положительные черты. Затем воспитатель говорит детям: «А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом». Дети по очереди надевают «волшебные» очки и называют достоинства своих товарищей. Если кто затрудняется, воспитатель помогает ему.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МЫ ПОНИМАЕМ ДРУГ ДРУГА»
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает передать жестами и мимикой разные состояния или просьбы: «Там злая собака, я боюсь, проводи меня», «Мне очень холодно, помоги мне!», «Мне весело, у меня новая машинка, давай поиграем!», «Посмотри, какой красивый у меня котенок», «У меня в кармане спрятано что — то интересное, догадайся, что это!»
ИГРА «ВСПОМНИМ ДОБРЫЕ СЛОВА»
Воспитатель кидает мяч стоящим в кругу детям и произносит начало фразы.
Ребенок заканчивает фразу и бросает мяч обратно.
1. Когда я утром просыпаюсь, то говорю всем.
2. Когда я утром прихожу в детский сад, то говорю всем.
3. когда я сажусь обедать, то желаю своим соседям по столу.
4. Когда я сижу в транспорте и вижу, что входит пожилой человек, то я.
5. Когда я нечаянно наступил кому-то на ногу, то я говорю.
6. Когда взрослые разговаривают, а мне нужно сказать что -то очень важное, то я.
7. Когда я встречаю на улице знакомого человека, то всегда говорю.
8. При прощании я всегда говорю.
9. Когда я получаю подарок, то говорю.
10. Когда я обращаюсь за помощью, то говорю.
Отдельные фразы повторяются воспитателем несколько раз, и детям нужно найти новый вариант ответа, не повторяя уже произнесенных другими.
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ОПРЕДЕЛИ ПО ГОЛОСУ, КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ У РОБОТА»
ЦЕЛЬ – учить детей внимательно вслушиваться в интонацию речи и соответственно реагировать на это.
Описание. За ширмой раздается голос робота, он произносит набор звуков(«ба-ба-ба», «турли-мурли-бу», «тутери-тумети-тувери» и т. п.) с разными интонациями: угрожающей, ласковой, печальной, веселой и др.
Дети слушают и называют настроение робота и выбирают из предложенных картинок изображение соответствующей эмоции. Можно также использовать записи фрагментов спектаклей для детей в исполнении артистов. Желательно также обсуждать вопросы типа «Как вы думаете, что может вызвать такое настроение? Почему бывает такое настроение у вас? Как помочь, если кто-то обижен (печален, сильно взволнован, испуган?»
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ «МИШКА – ТОПТЫЖКА ЗНАКОМИТСЯ С РЕБЯТКАМИ»
Цель – развивать интерес детей друг к другу, желание запомнить имена сверстников, способствовать сближение детей, установлению доброжелательных отношений, формированию умений действовать согласованно в игре.
Описание. Воспитатель приносит мишку: «Дети, это Мишка-Топтыжка. Он хочет поздороваться с вами и поиграть». Дети подходят к воспитателю. Он говорит за Мишку: «Здравствуйте, детишки! Я Мишка-Топтыжка! Я хочу с вами поиграть. Но не знаю как вас зовут. Ну-ка назовите мне свои имена! (дети называют). А еще громче, посмелее (дети отвечают хором). Ой, как много имен, как много детей, я не могу запомнить. Лучше я по кругу пробегу, свою лапку протяну; кто имя свое назлвет, тот мне лапку пожмет». Воспитатель поясняет: «Вот как Мишка- Топтыжка задумал: он по кругу пойдет; кто своё имя назовёт, тот ему лапочку пожмет». Мишка шутками обходит детей. Услышав имя ребенка, он повторяет его вслух и добавляет: «Какая хорошая девочка Оля! Какой веселый мальчик Сережа!» и пр. После знакомства Мишка- Топтыжка говорит:
Всех ребяток я узнал,
За собой вас в круг позвал.
За руки мы все возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети улыбаются друг другу. Затем Мишка приглашает отдельных детей поплясать с ним под бубен и пение, вызывая их в круг по именам; остальные дети хлопают в ладоши. Танцуя, Мишка поощряет детей, повторяет их имена. В заключении Мишка-Топтыжка прощается с детьми:
Вот какие мы друзья,
Очень всем доволен я.
А теперь мне в лес пора,
До свиданья, детвора!
Дети хором прощаются с Мишкой: «До свиданья, Мишка! Возвращайся поскорей к нам!»
Для укрепления положительных взаимоотношений и эмоционального развития младших дошкольников воспитателем используются совместные образные игры – имитации.
«СМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ». Например: кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети слушают их и выполняют соответствующие действия: «засыпают», «просыпаются», «Прыгают», «ловят» и тп.
«СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ». Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья; солнышко входит и садится, цветок растет, тянется к солнышку, распускается и улыбается; Солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.
СИТУАЦИЯ «Куклы поссорились»
Цель: учить детей замечать настроение и эмоциональное состояние участников ситуации, находить причину ссоры, осваивать конкретные способы разрешения и предупреждения ссор; развивать доброжелательность к сверстникам.
Описание. В уголке Воспитатель незаметно высаживает двух кукол спиной друг к другу. Воспитатель говорит: «Посмотрите, что это с нашими куклами? Почему-то они отвернулись друг от друга, смотрят в разные стороны. Всегда они так хорошо сидели рядышком на диванчике, а теперь даже не смотрят друг на друга, не разговаривают! Как вы думаете, что случилось?»
Дети высказываются.
Выслушав разные мнения воспитатель говорит: «Да, вы правильно поняли: наши куклы поссорились, отвернулись друг от друга, не хотят вместе играть. А почему же они поссорились (дети задумываются). Вспомните, почему у нас иногда бывают ссоры?»
Дети отвечают: толкнул., не давали. и т. д
Воспитатель: «Да, было у нас такое. Но потом все дети помирились, никто не толкается, не кусается, все ребятки делятся игрушками. Вы у нас добрые и дружные. А почему же наши куклы поссорились? Посмотрите на них внимательно».
Если дети не догадываются, воспитатель предлагает посмотреть в карманы на фартучках кукол: в кармане у одной куклы лежат 4 маленьких яблочка, а другой карманчик пустой! Дети догадываются о причине ссоры и высказываются.
Воспитатель: «Правильно! Наверное, кукла Маша попросила у своей подружки Кати яблочко, но Катя ее не угостила. А у нее в кармане много яблок и она могла бы угостить свою подругу Машу. Что же надо было Кате сделать? (Дети отвечают). Давайте поможем куклам. Правильно, надо было улыбнуться и сказать : «Угощайся, Маша, вот тебе яблочко!» Давайте поможем куклам помириться.
Воспитатель поворачивает кукол друг к другу и обращается к детям: «Подскажите кате, что ей сказать»(Угощайся, Маша, пожалуйста).Маша «берет» яблочко, кладет в карман и говорит: «Большое спасибо, Катя!»
Воспитатель: «Вот как хорошо подружки помирились, теперь они вместе будут сидеть на диванчике, улыбаться друг другу и кушать яблочки. А мы будем радоваться за них. Мы тоже не будем ссориться и всегда будем делиться всем со своими друзьями. А если вдруг кому-то захочется поссориться, мы вот так зацепимся пальчиками и скажем: «Мирись-мирись и с друзьями поделись».
Давайте покажем куклам, как надо мириться. Дети начинают делать «замочки» - цепляются пальчиками и произносят: «Мирись — мирись и с друзьями поделись!»