МААМ-картинки

Дидактический материал из опыта работы «Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста»

Галина Козлова
Дидактический материал из опыта работы «Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН

Дидактический материал из опыта работы

Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста

Воспитатель: Козлова Г. И.

Гори, гори ясно!

Игроки стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается водящий.

Со словами: Гори, гори ясно,

Публикация «Дидактический материал из опыта работы „Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три, лови!

Дети разбегаются, а водящий ловит.

По сигналу: раз, два, три, – дети быстро становятся в круг. Водящий считает пойманных.

Игра продолжается с другим водящим.

Гылки (Биты)

Эта игра-разновидность русской лапты.

Участники делятся на две команды. Ударом «гылки» (биты) нужно подбросить мяч как можно выше и дальше, чтобы дать своей команде максимум времени, за которое она должна добежать до «городка»- на поле соперника и успеть вернуться обратно (получив право на очередной удар).

Соперники пытаются поймать руками летящий мяч до того, как он упадет на

землю. Если это удалось, команды меняются местами. А если мяч упал, то надо постараться подхватить его и попасть им в одного из бегущих. Если брошенный мяч попал в цель, бросавший получает право на удар.

Конь до коня

Игроки становятся по кругу, в правой руке у каждого «конь».

Ведущий:

Казак до казака,

Конь до коня.

Кто папаху уронит,

Тот и вон пойдет.

Ведущий бросает одному из играющих папаху. Игроки перебрасывают папаху друг другу, уронивший выходит из игры. Побеждает последний игрок, оставшийся в кругу.

Накинь папаху

Ребенок садится на «коня» (стул, спинка стула впереди, в руке у него сабля. Ведущий подбрасывает папаху вверх.

«Всадник» должен поймать саблей папаху. Тот игрок, который промахнется два раза – выходит из игры.

Ярочки

На ровной площадке делают лунку.

Отойдя от лунки несколько шагов, чертят границу.

Задача игроков – стоя на границе, попасть мячом в лунку. Можно закатить мяч в лунку.

Побеждает тот, у кого больше всех попаданий в лунку.

Пахари и жнецы

Играющие делятся на две команды - пахари и жнецы.

Пахари: Мы пашенку пахали,

Глубокие борозды шагали.

Борозды глубокие,

Полосы – широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые!

Жнецы: У вас пахарь слепой,

У него плуг тупой,

Он пашню не пахал,

На меже лежал,

Ворон считал.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали,

И снопы вязали.

На ток вывозили, Цепом молотили.

Зерно вывозили,

Стали с пирогами!

Водящий подбрасывает палочку (С одной стороны она гладкая, а с другой – шершавая, с корой) Если палочка упала вниз корой, то водящий кричит: 1,2,3-на ниву беги! Жнецы убегают, пахари догоняют. Если вниз гладкой стороной, то водящий кричит: 1,2,3-на пашню беги. Пахари убегают, а жнецы догоняют. Пойманные дети переходят в другую команду. Выигрывает та команда, у которой больше человек.

«Кузнецы».

Дети, стоя в кругу, говорят считалку:

«Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто того коня поймает,

С нами в салочки играет».

По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:

«Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять».

«Кузнец» отвечает:

«Отчего не подковать?

Вот – гвоздь, вот – подкова.

Раз-два – и готово!»

«Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит Кубанские народные игры

Горелки

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

– Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

– Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит.

Игра повторяется. Если горелки удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит. Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Коршун

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные — цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

— Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу,

По копеечке,

По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

— Коршун, коршун, что ты делаешь?

— Ямку раю.

— На что тебе ямка?

— Копеечку ищу.

— На что тебе копеечка?

— Иголочку ищу.

— Зачем тебе иголочка?

— Мешочек сшить.

— Зачем мешочек?

— Камешки класть.

— Зачем тебе камешки?

— В твоих деток кидать.

— За что?

— Ко мне в огород лазят!

— Ты бы делал забор выше,

Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна:

— Ши, ши, злодей!

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Малечена-калечена.

Играющие выбирают ведущего, каждый игрок берет в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят такие слова:

— Малечена-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера

До зимнего?

После слов до зимнего дети ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три. десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Правила игры. Дети должны разойтись по всей площадке и встать как можно дальше друг от друга, чтобы удобнее было держать равновесие для палочки.

Вариант. Для усложнения задания игрокам можно предложить удерживать одновременно две палочки на двух ладонях (на правой и на левой).

Заря

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

— Заря-зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Гуси

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие дети делятся на гусей и гусенят. Гуси, взявшись за руки, образуют большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом гусей встают в небольшой круг гусенята. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Гуси спрашивают гусенят:

— Гуси, вы гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Вы, серые гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Где, гуси, бывали?

— Га-га-га, га-га-га!

— Кого, гуси, видали?

— Га-га-га, га-га-га!

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гусенята разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга — в логово.

Гусенята встают в круг и отвечают:

— Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего,

Самого большого.

Далее следует перекличка гусей и гусят:

— А, гуси, вы гуси!

— Га-га-га, га-га-га!

— Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гусята уходят от волка. Игра повторяется, но гуси и гусята меняются ролями. Волка выбирают.

Правила игры. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играков коснулся рукой волка.

Птицелов

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

— В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке

Птички весело поют.

Ай! Птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет,

Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Пойманный становится птицеловом.

Правила игры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Плетень

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате,выполняя определённые движения под звуки бубна. По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

Заплетайся плетень

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» - замкнутый руками круг. Кто – либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так – до полного «заплетения», запутывания. Затем игроки зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.

Кривой петух

Дети стоят по кругу. Один – в центре.

Со словами:

«Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А тебе, не колко? (На подковачках)

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети:

-Кто там?

-Это я, Тарас.

Дети: - Лови нас, не открывая глаз.

Кого поймал, должен угадать и назвать по имени.

Казачья. (Чапаевцы)

В игре участвуют только мальчики, они строят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне»- командир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых конях, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперёд, правя поднята вверх.

По сигналу командир соскакивает с «коня», кладёт флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берёт дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым

взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший становится командиром.

Горшки

Игроки делятся на равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному их «хозяев» и спрашивает:

-Почём горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке.

А он не с трещиной?

-Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

-Крепкий, давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словами «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному «горшку», тот и «хозяин», а тот, кто опоздал становиться водящим.

Достань платок

Игроки водят хоровод по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на котором висит платок.

По сигналу или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

Золотые ворота (первый вариант)

Игроки выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой – «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота». Задерживая одного из игроков. Он просит:

- Золотые ворота, пропустите вы меня!

Ему отвечают:

-Мы всех пропускаем.

А тебя оставляем!

Что выбираешь – серебряное блюдечко или наливное яблочко?

Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками. Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой - берут длинную верёвку и перетягивают её.

Сон казака (Петух)

Из играющих выбирается «Казак», который становится

в средине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре –ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в средину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре,

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но недолго ему спать,

Утка уточек не зря

Учит крякать «Кря-кря-кря»

Действие повторяется - казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

Золотые ворота (второй вариант)

Игроки берутся за руки, образуя круг. В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх – делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры – водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих пар. При этом все говорят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый раз – прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встаёт в пару с водящим в круг.

Селезень и утка

Игроки становятся рядом, рука в руке. Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от неё (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку». Стоящие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку,

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой - селезень,

Девятая – утка,

Десятая – гуска.

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятий с детьми дошкольного возраста. Матрёшки Полохов-Майдан выполненные в технике папье-маше.Дидактический материал для занятий с детьми дошкольного возраста. Матрёшки Полохов-Майдан выполненные в технике папье-маше. В своей работе с детьми на занятиях и в свободное время воспитатель использует различный дидактический материал: это и картинки и игрушки.

Дидактический материал «Геометрическая мозаика» для детей раннего возраста .

Дидактический материал «Шнуровка» для детей раннего возраста Описание дидактического материала «Шнуровка» для детей раннего возраста, разработанного воспитателем МБДОУ детский сад комбинированного.

Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста»Из опыта работы. «Дидактические игры экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста» Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются дидактические игры экологического содержания.

Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Игры на развитие связной речи с детьми старшего дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности.

Из опыта работы «Логические игры в математическом развитии детей дошкольного возраста» Использование логических игр в математическом развитии детей способствует развитию мышления, внимания, памяти. С целью развития мышления.

Развлечение для детей старшей и подготовительной групп «Кубанские народные игры» Развлечение для детей старшей и подготовительной групп Цель: познакомить детей с кубанскими народными играми, воспитывать любовь к родному.

Кубанские игры для детей старшего дошкольного возраста ИГРЫ Воспитание детей на Кубани имело свои особенности. От рождения до примерно трёх лет дети находились на попечении женщины. Народ понимал,.

Народные игры для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Народные игры для детей младшего дошкольного возраста». Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены.

Учебно-методический материал для практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Из опыта работы) Развитие и улучшение здоровья детей в процессе обучения в ДОУ, особенно в группах компенсирующей направленности, одна из актуальных задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактический материал из опыта работы «Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 14 октября 2017 в 11:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактический материал из опыта работы «Кубанские народные игры для детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Козлова (УИ 155528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД