МААМ-картинки

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста

анжела терентьева
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРА "ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО"

Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, уточнение представлений о форме предметов.

Оборудование: 5 больших карт, в центре которых – геометрическая фигура, к каждой карте прилагаются картинки.

Содержание

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком лежит большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого круг? (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)». Ребенок находит соответствующую форму и отвечает: «У меня круг». Ребенку объясняют, что он будет собирать изображения такой же формы, какая есть у него на карте.

Публикация «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Взрослый показывает детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это репа. Похожа ли репа на круг? Можно ли сказать, что она круглая? Да, репа похожа на круг. Она круглая. Чья картинка? Почему?» Ребенок: «Моя. Потому что у меня круг. Репа круглая. Похожа на круг».

Активизируются следующие прилагательные формы: круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный, овальный.

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого круг?» Ребенок находит соответствующую форму и отвечает: «У меня круг». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Кто узнает предмет такой же формы, как у него на карте, ответит на мой вопрос. Кто будет собирать изображения круглых предметов? Прям-х? квадратных? Треугольных? Овальных? Дети отвечают на вопросы.

Взрослый показывает детям картинку с изображением предмета. «Это что?» Ребенок, узнавший свою форму, отвечает: «Это тарелка». Взрослый: «Какая она по форме?» Ребенок: «Тарелка круглая». Если ребенок не смог правильно назвать форму предмета, картинка откладывается в сторону. На этом уровне взрослый напоминает ребенку наименования форм и прилагательные формы.

Высокий уровень сложности. Взрослый просит ребенка назвать, какой формы фигура на его карте, и определить, какие предметы он будет собирать. Затем он показывает детям маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Какой формы? Значит, какой предмет по форме?» Ребенок, узнавший в предмете свою форму, дает ответ. Если ребенок не назвал форму предмета, картинка откладывается в сторону.

ИГРА "СРАВНИ И РАЗЛОЖИ"

Цель: расширение объема словаря прилагательных, уточнение представлений о признаках предметов (длина, ширина, толщина, высота, мягкость, яркость цвета и света, температурные ощущения, качества поверхности, скорость передвижения, вес, громкость звука, согревающие свойства одежды).

Оборудование: большие карты разделены на 8 квадратов. В 4-х верхних квадратах расположены изображения предметов в порядке увеличения степени выраженности признака. К каждой карте прилагаются 4 картинки с изображениями предметов с различной степенью выраженности признака.

От холодного к горячему: лед, река, душ, костер. Картинки: снеговик, лужа, распускающийся из почки лист, солнце.

От самого тихого явления природы к самому громкому: вода из крана, мяч, молоток и гвоздь, барабан. Картинки: снег, дождь, метель, гроза.

От темного к светлому: черный, темно-серый, серый, белый круг. Картинки: ночь, вечер, утро, день.

От самой легкой одежды к самой теплой: носок, гольф, колготки, брюки. Картинки: сарафан, платье, пальто, шуба.

От самого легкого предмета к самому тяжелому: конверт, тетрадь, книга, дрова. Картинки: снежинка, снежок, большая сосулька, ведро с водой.

От самого мягкого предмета к самому твердому: вата, подушка, банан, ваза из стекла. Картинки: варежка, персик, лук, камень.

От пушистого (самого нежного на ощупь предмета) к самому колючему: белый одуванчик, зеркало, огурец, елка. Картинки: меховая шапка, яблоко, картофель, кактус.

От тусклого (менее яркого) предмета к самому яркому: звезда, луна, салют, солнце. Картинки: свеча, фонарик, настольная лампа, люстра.

От самого низкого животного к самому высокому: котенок, кошка, поросенок, свинья. Картинки: щенок, собака, жеребенок, лошадь.

От самого медленного животного к самому быстрому: бабочка, воробей, самолет, ракета. Картинки: черепаха, утенок, заяц, рысь.

От самого тонкого животного к самому толстому: белка, барсук, кабан, слон. Картинки: цапля, олень, медведь, бегемот.

От самого короткого предмета к самому длинному: ветка, бревно, река, солнечный луч. Картинки: ручка, линейка, лента, веревка.

От дерева с самым узким стволом к дереву с самым широким: стул, кресло, кровать, шкаф. Картинки: береза, клен, тополь, дуб.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Дети рассматривают полученные карты. Взрослый спрашивает: «Где черный круг? Где темно-серый круг? Где серый круг? Где белый круг? Посмотрите, картинки на карте расположены так: от самого темного круга к самому светлому. Рисунки, которые я покажу, нужно разложить в таком же порядке».

Взрослый поочередно демонстрирует и называет предметные картинки: «Это ночь, это вечер, это утро, это день. Необходимо разложить эти картинки по порядку: от самого темного времени суток к самому светлому».

После выполнения детьми задания взрослый задает вопрос одному из игроков: «Какая ночь?» Ребенок: «Ночь самая темная» - «Какой вечер?» - «Вечер светлее ночи» и т. д. потом дети обмениваются карточками. Выигрывает тот, кто ни разу не совершит ошибки.

Средний уровень сложности. Дети рассматривают полученные карты. Взрослый просит найти черный круг (темно-серый, серый, белый). Детям объясняется принцип расположения картинок: от самого темного круга к самому светлому. Взрослый просит детей разложить маленькие картинки в таком же порядке. Затем он поочередно демонстрирует предметные картинки и задает вопрос: «Какое время суток изображено?» Детям дается задание разложить эти картинки по порядку: от самого темного времени суток к самому светлому.

В завершение проводится проверка выполнения задания. На этом уровне сложности ребенку требуется не только воспринимать, понимать и повторять новые слова, но и самому называть предметы и явления.

Высокий уровень сложности. Взрослый: «Назовите предметы на карте». Дети называют. Взрослый: «Какая по мягкости вата?» Ребенок: «Вата мягкая» - «Какая по мягкости подушка?» - «Подушка тверже ваты, но все равно мягкая» и т. д.

Затем дети самостоятельно выкладывают маленькие картинки на карте, сопровождая работу описанием: «Варежка самая мягкая. Она первая. Персик тверже варежки. Он второй» и т. д.

На этом уровне сложности помощь взрослого отсутствует. Дети выполняют задачу и объясняют свое решение самостоятельно.

Вариантом игры является игра «Исправь ошибку». Взрослый выкладывает изображения в неправильном порядке, а ребенок находит ошибку, исправляет ее и аргументирует свой выбор.

ИГРА "ЧТО ИЗ ЧЕГО"

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета (развитие понятийного аспекта значения слова, развитие логического мышления.

Оборудование: карты, разделенные пополам. В верхней половине карты – картинка, нижняя часть разделена на 4 пустых квадрата. К каждой карте прилагаются по 4 картинки.

Карта № 1: овца. Картинки: свитер, шапка, варежки, шарф. Карта № 2: колосья. Картинки: хлеб, вафли, булочка, торт. Карта № 3: дерево. Картинки: стол, кубики, матрешка, карандаш. Карта № 4: корова. Картинки: молоко, сыр, мороженое, масло. Карта № 5: металл. Гвоздь, кастрюля, ключи, ножницы. Карта № 6: резина. Шина, мяч, ластик, перчатки. Карта № 7: пластик. Таз, конструктор, ведро, стул. Карта № 8: кожа. Ботинки, перчатки, сумка, кошелек.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком – большая карта. Взрослый задает вопрос: «У кого овца? У кого дерево?» Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает: «У меня овца». Взрослый: «Вы знаете, что овцы помогают людям согреться в холодное время года? Овечью шерсть стригут и из нее изготавливают варежки, кофты и другие теплые шерстяные вещи». Аналогично рассматриваются другие картинки, лается объяснение происхождения деревянных предметов, молочных и мучных изделий. Затем взрослый показывает детям маленькую картинку с изображение предмета: «Это варежки. Из материала они связаны? Кто дает людям шерсть? У кого на карте овца?»

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого овца?». Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает: «У меня овца». Взрослый: «Я буду показывать изображения предметов, изготовленные из дерева, овечьей шерсти, коровьего молока или зерен. Кто узнает свою картинку, поднимет руку». Взрослый демонстрирует маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Из чего сделано? У кого?» Ребенок, поднявший руку, отвечает: «Это варежки. Они связаны из шерсти овцы. У меня».

Высокий уровень сложности. Взрослый просит детей назвать, что нарисовано на картинке, а также то, что люди изготавливают из молока, шерсти, дерева и зерен. На этом этапе игры полезно провести соревнование: кто больше придумает деревянных или шерстяных предметов, мучных и молочных продуктов. Взрослый показывает маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? Из чего сделано? У кого?» Если ребенок не назвал предмет, его происхождение, картинка откладывается в сторону. Также учитывается, сколько предметов ребенок смог придумать в соревновании самостоятельно.

ИГРА "ЧТО К ЧЕМУ"

Цель: развитие умения выделять существенные признаки предмета (развитие понятийного аспекта значения слова, развитие логического мышления.

Оборудование: карты разделены на 8 квадратов, верхние из которых содержат изображения, а нижние – пусты. К каждой карте прилагаются по 4 картинки.

Карта № 1: удочка, ваза, ключ, шкаф. Картинки: рыба, цветок, замок, плащ.

Карта № 2: топор, батон, коса, спичка. Картинки: дрова, нож, бант, коробок.

Карта № 3: ножницы, кактус, кровать, гнездо. Картинки: бумага, лейка, подушка, птица.

Карта № 4: вилка, кисточка, гвоздь, ухо. Картинки: розетка, краски, молоток, серьга.

Содержание:

Низкий уровень сложности. Перед каждым ребенком – большая карта. Взрослый задает вопросы: «У кого удочка? Для чего она нужна? У кого шкаф? Что в нем хранят? У кого ваза? Для чего нужна ваза?» Ребенок, который находит на своей карте соответствующее изображение, отвечает: «У меня удочка. Удочкой ловят рыбу». Взрослый: «Я буду показывать картинки. Если картинка подходит к одному из рисунков на вашей карте, поднимите руку». С помощью нескольких первых картинок отрабатывается понимание инструкции, уместна помощь взрослого: он предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «На рисунке цветок. К какой картинке он подходит? Правильно, к вазе, потому что цветок нужно поставить в вазу, чтобы он не погиб». Выигрывает тот, кто скорее соберет все предметы на карте.

Средний уровень сложности. Взрослый задает вопрос: «У кого удочка? Для чего она нужна?» Ребенок находит соответствующее изображение и отвечает на вопросы. Взрослый: «Я покажу изображение предмета, которое подходит к одной из картинок на листе. Кто узнает свою картинку, пусть поднимет руку». Взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? К какой картинке подходит? Почему?» Ребенок, поднявший руку, отвечает: «Это рыба. Она подходит к картинке «удочка» потому, что рыбу ловят на удочку». Если ребенок не смог правильно назвать предмет, объяснить причинно-следственную связь между предметами, картинка откладывается в сторону.

Высокий уровень сложности. Взрослый просит детей назвать, что нарисовано на картинке, ответить на наводящие вопросы. Вариантом усложнения задания является пропуск этой части игры, с тем чтобы дети самостоятельно, без помощи предварительных вопросов, догадывались о связи между предметами.

Взрослый предъявляет вниманию детей маленькую картинку с изображением предмета: «Это что? К какой картинке подходит? Почему?» Если ребенок не назвал предмет, не объяснил связь между предметами, картинка откладывается в сторону.

Речевой материал:

• Удочкой ловят рыбу

• Цветок ставят в вазу

• Ключом открывают замок

• Плащ вешают в шкаф

• Топором рубят дрова

• Ножом режут батон

• Бантом повязывают косу

• Спичкой чиркают о коробок

• Ножницами режут бумагу

• Из лейки поливают кактус

• Подушку кладут на кровать

• Птица выводит птенцов в гнезде

• Вилку втыкают в розетку

• Кисточку обмакивают в краску

• Молотком забивают гвоздь

• Серьгу носят в ухе

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Для развития умения передавать форму предмета детям были предложены следующие игры Обводка трафаретов внутренних и внешних. Детям предлагаются.

Дидактические игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Выполни команду Цель: Развивать внимание, умение выделять названные признаки. Воспитатель предлагает определенной группе детей выполнить.

Дидактические игры для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками № п/п Дидактические игры для развития речи детей 3 года жизни с игрушками и картинками 1 «Катины помощники». Цель: Образовывать форму.

Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе Дидактические игры для развития экологических представлений у детей дошкольного возраста в старшей группе «Экологические круги» Дидактическая.

Дидактические игры как средство развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Дидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию дидактическую игру "Собери бусы". Играя, ребенок сможет развить зрительное восприятие, внимание,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Опыт работы «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста»Опыт работы «Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 «Веснянка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2017 в 18:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем анжела терентьева (УИ 804590) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД