Лучия Буну
Игры на развитие речи для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет
Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома.
Дни недели
Количество играющих: 1-6 человек.
Называйте дни недели, хлопая ладошами в такт слогам, в то время как дети запоминают, а затем и угадывают, какой день вы «прохлопываете».
Публикация «Игры на развитие речи для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Вскоре дети увидят, что имеются дни на четыре хлопка (воскресенье и понедельник, на два хлопка (вторник, среда и четверг) и на три хлопка (пятница и суббота).
Хлопайте в ладоши, когда произносите: «Вос-кре-сень-е, по-не-дель-ник, втор-ник, сре-да, чет-верг, пят-ни-ца, суб-бо-та».
Можете снова прохлопать в ладоши по слогам, называя дни недели сначала громким голосом (четырехсложные — воскресенье, понедельник, затем тихим голосом (двусложные — вторник, среда, четверг) и, наконец, нормальным голосом (трехсложные — пятница, суббота).
Слушайте слова
Выберите три слова на одну и ту же тему, например, про деревню. Этими тремя словами могут быть «корова», «луг» и «тыква». Придумайте какую-нибудь историю, используя эти три слова или прочтите сказку. Попросите, чтобы дети внимательно слушали эту историю и всякий раз, когда они слышат одно из указанных трех слов, подпрыгивали.
Эта игра становится особенно веселой, если вы часто используете эти слова в истории.
Время рифмы
Количество играющих: 1-6 человек
Скажите детям, что вы собираетесь находить слова, которые рифмуются со словом «велосипед».
Опишите рифмующееся слово и предоставьте детям возможность угадать, что это за слово. Например: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это театральное представление, где красиво танцуют (балет). Или: слово, которое рифмуется со словом «велосипед», — это то, что посылают бабушке в письме (привет).
Придумайте другие варианты для рифмы.
Если я…
Начните предложение со слов «Если я.». Попросите детей подумать о возможных результатах, например, в таких ситуациях:
Если я полью цветы.
Если я соберу свои игрушки.
Если я выйду летом в пальто.
Если я лягу спать в одежде.
Если я открою в ванной кран с горячей водой.
Затем можно продумать ответы на те же ситуации, но с частицей «НЕ».
Яблочная эстафета
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: яблоки, спички.
Игрокам вручают по яблоку, утыканному одинаковым количеством спичек, головками наружу. Попросите детей вытаскивать по очереди спичку и называть эпитеты к слову «яблоко» (румяное, наливное, золотое и т. д.).
Можно вспоминать сказки, где говорится о яблоках, читать стихи, вспоминать загадки, пословицы и т. д.
Угадай сказку
Ведущий говорит детям несколько слов (их можно написать на бумаге). Нужно угадать, о какой сказке идет речь. Например:
Солнце, снег, стекло, зеркало, роза, дружба («Снежная королева»).
Трава, крапива, кольцо, жаба, терпение («Дикие лебеди»).
Дупло, ведьма, солдат, собака, принцесса («Огниво»).
Можно увеличивать количество слов, пока дети не догадаются, о какой сказке идет речь. Либо изменить порядок игры : назвать сказку и попросить выбрать несколько слов, которые ее характеризуют.
Часть и целое
Количество играющих: 2-6 человек
Инвентарь: мяч
Вариант 1
Ведущий становится перед играющими, в руках у него мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и называет при этом деталь какого-либо предмета.
Тот, кому брошен мяч, должен поймать его и сейчас же назвать предмет, к которому относится деталь, названная ведущим. Например: крыло — самолет (или птица, лепесток — цветок, экран — телевизор и т. д.
Вариант 2
Ведущий, бросая мяч, говорит начальную часть какого-нибудь слова. Участник игры ловит мяч и немедленно заканчивает слово. Например: ра-дость, цве-ток, сказ-ка и т. д.
Кто больше?
Попросите детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы или слога. К этой игре лучше подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.
Можно помогать детям, описывая тот или иной предмет.
Сказочные страны
Количество играющих: 1-6 человек
Взрослый предлагает детям совершить воображаемое путешествие по стране, где живут стеклянные люди.
Вместе с детьми он называет разные свойства стекла: оно прозрачное, хрупкое, его можно мыть, оно может быть цветным и т. д.
Исходя из этих признаков, дети с помощью взрослого описывают, как живут стеклянные человечки.
К этой игре взрослый должен хорошо подготовиться и иметь список вопросов о жизни сказочных людей. Затем дети могут «переехать» в пластилиновую, деревянную, проволочную страну и т. д.
Противоположности
Попросите детей называть слова, обратные по значению тем, которые говорите вы (антонимы). Например: кислый — сладкий, большой — маленький и т. д.
Говори наоборот
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: мяч.
Выучите с ребенком стихотворение:
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь — «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь — «близко».
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты — «храбрец».
Теперь скажу «начало»,
А ты скажи — «конец».
Предложите поиграть в антонимы. Вы, бросая мяч ребенку, называете слово, а ребенок подбирает к нему другое, противоположное по значению, и кидает мяч вам. Можно использовать следующие пары слов:
веселый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
белый — черный
твердый — мягкий
шершавый — гладкий и т. д.
Сто вопросов
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: 5-6 обычных, знакомых детям предметов ( например: шишка, яблоко, ложка, книга, ремень и т. д., набор из 50-60 фишек.
Игра проводится как соревнование. Взрослый по очереди показывает детям предметы и просит задавать любые вопросы о них. Вопросы могут быть даже смешные и невероятные — главное, чтобы их было как можно больше.
За каждый заданный вопрос ребенок получает одну фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.
Бессмыслица
Расскажите детям о приставках типа не-, полу-, анти-, супер-, микро-, макси-, архи- и т. п. Необходимо, чтобы дети запомнили значение каждой приставки.
Дети садятся в круг, для каждого ведущий выбирает одну приставку. Затем он называет любое слово (собака, яблоко, тарелка и т. д.) и просит детей, приставляя к нему свою приставку, рассказать, как изменится то, что получило новое название.
Мяч передай —- слово называй
Количество играющих: 2-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Играющие садятся или встают в ряд. Первый игрок держит мяч. Он называет слово на заданный звук и передает мяч другому ребенку.
Следующий игрок придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.
Вопросы и ответы
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч ведущему, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука «И».
Пример:
— Как тебя зовут?
— Иван (Ира).
— Какая у тебя фамилия?
— Иванов.
— Откуда ты приехал?
— Из Иркутска и т. д.
Встречу слово на дороге – разобью его на слоги
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.
Можно предложить детям произнести слово по слогам одновременно отбивая слоги мячом.
Кто как разговаривает?
Количество играющих: 16 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает». Например:
корова — мычит
тигр — рычит
змея — шипит
комар — пищит
собака — лает
волк — воет и т. д.
У этой игры может быть другой вариант. Ведущий бросает детям мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «Кто мычит?», «Кто крякает?» и т. д.
Подскажи словечко
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:
Ворона каркает, а сорока?
Ребенок, возвращая мяч ведущему, должен ответить:
Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик?
Петух кукарекает, а курица?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а лиса?
Лягушка квакает, а кошка?
Чей домик?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает. Примеры вопросов:
Кто живет в дупле? — белка
Кто живет в гнезде? — ласточки, кукушки и др.
Кто живет в будке? — собака
Кто живет в норе? — лиса
Кто живет в берлоге? — медведь
Возможен обратный вариант. Ведущий спрашивает, где живут звери, а ребенок отвечает.
стол — столик, ключ — ключик
шапка — шапочка, белка — белочка
книга — книжечка, ложка — ложечка
кукла — куколка, свекла — свеколка и т. д.
Кто как передвигается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Например:
Кто летает? — Птицы, стрекозы, бабочки, комары, мошки и т. д.
Кто плавает? — Рыбы, киты, акулы и т. д.
Кто ползает? — Змеи, гусеницы, черви и т. д.
Кто прыгает? — Кузнечики, лягушки, зайцы и т. д.
Кто чем занимается?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, ведущий называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Например:
строитель — строит
повар — варит, готовит
художник — рисует
врач — лечит
парикмахер — стрижет
учитель — учит
маляр — красит и т. д.
Из чего сделано?
Количество играющих: 1-6 человек.
Инвентарь: мяч.