Надежда Данилова
Рабочая программа «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и театральную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь – залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Театральная деятельность и пальчиковые игры – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало. И, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Публикация «Рабочая программа „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и театральную деятельность“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Содержание рабочей программы выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Цель: создать условия для развития речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность и пальчиковые игры.
Задачи:
• Воспитание творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
• Воспитание и развитие внутренней (Воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувство пространства и времени) техники актера в каждом ребенке;
• Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
• Совершенствованию игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр - драматизаций;
• Активизация мыслительного процесса и познавательного актерского тренинга.
Принципы работы по программе
• Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
• Принцип дифференцированного и индивидуального подхода с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями;
• Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж который помогает укреплять здоровье ребенка;
• Принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
• Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены виды деятельности;
Характеристика особенностей развития детей
Общение ребенка в возрасте 3-4 года ситуативное, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороны. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной речи к использованию и ситуативной, и контекстной речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает 3-4 цвета и 2-3 формы, может выбрать из 3 предметов разных по величине самый большой». Рассматривая новые предметы, ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинает играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предмета. К 4 годам ребенок способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Срок реализации программы
Программа реализуется в течение учебного года с сентября по май.
Календарно-тематический план
Срок реализации Тема месяца Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями
СЕНТЯБРЬ
«Осень» Беседа
«Осень золотая в гости к нам пришла»
П/и «Дождик»
Театрализованная деятельность
«Для деда для бабы курочка Ряба яичко снесла золотое»
Совместно с родителями:
Выставка «Пришла красавица осень»
Составление осеннего гербария
«Осень разноцветная»
ОКТЯБРЬ
«Овощи» Театрализованная деятельность :
«К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали.»
П/и «Капуста»
Художественная литература:
«Спор овощей»
Работа с детьми
рассматривание лепбука «Овощи»
Беседа
«Овощи с грядки – зачем они нужны?»
НОЯБРЬ
«Домашние животные» Театральная деятельность
«Каждый котенку хочет помочь»
П/и «Котенок»
Беседа
«Домашние животные»
Совместно с родителями
«Оформление стенгазеты и мой питомец»
Чтение художественной литературы
Л. Толстой «Спала кошка на крыше»
ДЕКАБРЬ
«Новогодний праздник»
Беседа
«Новый год»
П\и «Елочка»
Совместно с родителями
Папка передвижка:
«Сбережем елочку»
Развлечение
«Новый год»
Художественная литература:
стихи про елочку
ЯНВАРЬ «Транспорт» Беседа
«Как вести себя на дороге»
Рассматривание картинок
«Наземный, воздушный и водный вид транспорта
П\и «Пароход»
Совместно с детьми
Аппликация «Автобус»
театральная деятельность
«Потеряли котятки на дороге перчатки»
ФЕВРАЛЬ
«Комнатные растения» Беседа
«Комнатные растения -спутники нашей жизни»
П\и «Мак»
Совместно с родителями Консультация «О пользе комнатных растений»
Совместно с детьми
Рисование «Фиалка» нетрадиционным способом Театральная деятельность «Петушок наш не поет»
МАРТ
«Дикие животные и их детеныши» Беседа
«Где чей дом»
П/и «Еж»
Театральная деятельность «Стоит в поле теремок»
Д/и «Помоги детенышу отыскать маму»
Совместно с детьми «Изготовление поделок из природного материала»
АПРЕЛЬ
«Посуда» Театральная деятельность «Желтый маленький комочек…»
Чтение художественной литературы
«Федорино горе»
Пальчиковая игра
«Посуду моет наш Антошка»
Дидактическая игра «Поможем Федоре»
Совместно с детьми Аппликация «Украсим тарелочку»
МАЙ
«Насекомые» Театральная деятельность «Муха по полю пошла…»
Беседа
«Божья коровка»
Пальчиковая игра
«Жук»
Дидактическая игра «Отгадай. Что за насекомое»
Совместно с детьми «Раскрасим пальчиком бабочку»