Вера Ботвиньева
Мастер-класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры»
Цель: повысить профессиональное мастерство, в применение словесно-дидактических играх при проведения НОД.
Какие решаются задачи при чтение художественной литературы :
— способствует развитию речи;
— помогает осваивать грамматические нормы родного языка;
— речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи детей посредством художественной литературы словесно-дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
Знакомство с художественной литературой помогает дошкольнику узнать много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать своё отношение к услышанному, используя сравнения, метафоры, и другие средства образной выразительности.
Огромное значение художественная литература имеет и в логопедической практике.
В первую очередь это коррекция звукопроизношения, пополнение словарного запаса, преодоление грамматических нарушений и развитие связной речи.
В своей практике при коррекции речевых нарушений я использую чтение и пересказ художественных произведений, заучивание стихов, скороговорок, уточняю и объясняю смысл пословиц и поговорок. Также использую различные виды пересказа, в зависимости от сложности речевого дефекта у ребёнка.
Применяя в коррекционной работе пересказы текстов отмечаю, что у детей развивается память, умение интонационно передавать диалог героев, логику, последовательность сюжета, пополняют и расширяют словарь, побуждают выразительно и фонетически правильно пересказывать содержание текста.
Подбирая произведения для пересказа, я стараюсь, чтобы они были доступны детям по содержанию и объему. Если тексты используются для коррекции звукопроизношения, то они должны быть насыщены необходимым звуком. В произведении все слова должны быть знакомы ребёнку. Всем этим требованиям отвечают русские народные сказки, сказки Михайлкова, Чуковского, А. Барто и др.
Для работы над пересказом я использую красочные книжки-малышки, все возможные картинки на определенный сюжет их сказки.
При знакомстве детей со стихами, потешками, прибаутками, скороговорками, обращаю внимание на ритмическую сторону речи, провожу коррекционную работу по автоматизации и дифференциации звуков, развивая слоговую структуру слова, просодику речи (темп, ритм, интонацию, дыхание).
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием и с неподдельным интересом слушают чтение нелепиц (К. Чуковского «Телефон», «Путаница», дразнилок, скороговорок, что расширяет их кругозор, воспитывает чувства языка, расширяет лексическую сторону речи. Знакомство с этими формами художественной литературы помогает закрепить чёткую дикцию, отработать различные высотные, силовые, тембральное звучание голоса.
Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала мы скороговорки проговариваем в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного ускоряется. Для запоминания текстов я использую карточки-картинки (мнемотаблицы, которые очень любят дети.
Через чтение художественной литературы постепенно, не навязчиво мы, педагоги, вырабатываем и формируем художественный вкус у ребёнка, улучшаем его речь, прививаем любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитываем чувство языка.
Первая дидактическая игра: «Волшебная палочка»
Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок и сказочных персонажей.
Ход игры:
Педагог задает загадку. Дети отгадывают загадку, выдает каждому по очереди волшебную палочку, с помощью которой они называют все волшебные предметы, которые помогают героям сказок преодолевать трудности. Дети: вспоминают, какие помогали были у героев сказок
Загадка про Волшебную палочку
Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет!
Ответ: Волшебная палочка
Правильно волшебная палочка!
Педагог: "Вот вам волшебная палочка, с помощью которой вы назовете все волшебные предметы по- очереди, которые помогают героям сказок преодолевать трудности. "
Дети: вспоминают, какие помогали были у героев сказок
Вторая дидактическая игра: "Превратиться в сказочных героев»
Цель: Развить образное мышление
Ход игры : Педагог говорит детям, что сейчас мы с Вами превратимся в сказочных героев, но чтобы превратиться я произносит волшебные слова. Педагог произносит волшебные слова. Педагог задаё т вопросы: Какого героя вы изобразили? Персонажем какой сказке является?
Педагог произносить слова :
«Море волнуется раз!»
Море волнуется — раз!
Небо волнуется — два!
Солнце волнуется — три!
Сказочная фигура - замри!
Молодцы!
Педагог задаё т вопросы:
Какого героя вы изобразили?
Персонажем какой сказке является?
Третья игра «Подбери слово» (по ТРИЗ)
Цель: развивать у детей мыслительные операции : сравнению, обобщению, логическому мышлению.
Ход игры:
Педагог просит детей о помощи, дети должны помочь вставить пропущенные слова в словосочетаниях. Педагог читает словосочетания сказочных героев, и где он интонационно застывает, ребята, должны помочь вставить пропуск, ответы должны отвечать на вопросы: Какая? Какой? Какие? Педагог говорит детям: Сказки вы все отгадали. И сравнения назвали молодцы!
1. Баба Яга злая, а Машенька (добрая).
2. Волк доверчивый, а лиса (хитрая).
3. Собака и медведь трусливые, а петух (смелый).
4. Теремок маленький, а Медведь (большой).
5. Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная)
6. Летом заяц сытый, а зимой (голодный)
7. Крошечка -Хаврошечка трудолюбивая, а сестры. (ленивые)
Педагог говорит детям: Сказки вы все отгадали.
И сравнения назвали молодцы!
Четвертая игра: «Найди дом, где жили сказочные герои»
Цель игры : Развитие речи, развить образное мышление
Ход игры : Педагог предлагает детям картинки с изображением сказочных героев, и дома в которых они живут. Ребенок соотносит сказочных героев к соответствующем домам. Далее педагог задает вопросы: В каких сказках живут эти персонажи? Какие они герои отрицательные или положительные? Опишите этих героев.
Пятая игра: Разрезные пазлы:
Цель: Развитие речи.
Ход игры:
Педагог дает конверты с разными разрезными картинками. и просит детей собрать каждый свою сказку и отгадать какая сказка перед ним получилась.
Педагог: "Вот вам конверт с пазлами, соберите сказки, назовите их". Дети собирают пазлы сказок: ".
Рефлексия:
Какие из перечисленных игр можно использовать на младшем возрасте какие на старшем возрасте?
Что понравилось?
Как их можно усложнить?