татьяна ларина
Образовательный проект «Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Ларина Т. В. – воспитатель
МБДОУ ЦРР № 23 «Родничок»
г. Бор Нижегородской области.
Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
К. Д. Ушинский писал: "…Родное слово - есть основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается"
Публикация «Образовательный проект „Развитие морфологической стороны речи детей среднего возраста через дидактические игры и упражнения“» размещена в разделах
Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не cможет, не овладев грамматическим строем речи.
Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи :
Морфология - система склонений, традиционные формы словоизменения.
Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.
Словообразование - средства и способы образования слов.
В дошкольных учреждениях ведется последовательная и систематическая работа по морфологии, так как на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство морфологической стороны речи. Морфологические ошибки связаны ненормативным образованием форм слов и употребление частей речи.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Освоение ребенком морфологии имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка.
На пятом году жизни у детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное расширением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего, не усвоенные ещё нормы правильного изменения слов становятся более заметны. Поэтому я решила углубленно заняться развитием у детей морфологической стороны речи.
Чтобы понять на каком уровне развита речь детей по данной теме, предлагается 4 игровых задания:
1. Игровое задание на умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Перед детьми ставятся две куклы и с помощью вопросов рассматривается их вид (внешний вид, цвет волос, цвет глаз, одежда, обувь) :
Во что одета кукла Маша? Какое у неё платье, какого цвета? (В бальное платье, синего цвета.) Какие у неё волосы? (Волосы светлые, белые.) Какого цвета на голове бант? Какие глаза? (Глаза голубые, синие, большие.) Что у Маши на ногах? (Носки, туфли.) Какого они цвета?
Во что одета кукла Даша? Что это? (Брюки, свитер.) Какого они цвета? Что у неё на ногах? (Туфли, носочки.) Какого цвета?
У Маши (платье синее, а у Даши (брюки и свитер.) У Маши волосы… (светлые, с бантом, а у Даши… (светлые, но без банта).
2. Задание на проверку навыков согласования слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, около, под).
Тест выглядит как игра "Расставим посуду на место". Сначала в кухонном уголке появляется кукла Лена и она очень сильно удивляется тому, что:
- Кастрюля под столом;
- Чашки с блюдцами на окне;
- Чайник под стулом;
- Ложки и вилки в сковороде;
- Сковорода около шкафа.
Перед детьми ставится задача на исправление беспорядка на кухне:
- Где стоит кастрюля? (Под столом.)
- Куда мы её поставим? (На плиту.)
- Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.)
- Куда мы их поставим? (В буфет.)
- Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.)
- Куда мы положим ложки и вилки? (В стол или ящик стола.)
- Где стоит сковорода? (Около шкафа.)
- Куда мы её поставим? (На плиту около кастрюли.)
3. На проверку согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже дети выполняют упражнение, где они рассматривают картинку "Кошка с котятами" и отвечают на вопросы: Что делает кошка? Какая она? (Кошка большая; шерсть у неё пушистая, мягкая, гладкая, тёплая.) Что делает этот котёнок? (Лежит возле мамы-кошки.) Что делает другой котёнок? (Играет с клубком.) Какие котята? (Маленькие, шаловливые, пушистые, игривые. Один - рыжий, другой - черный, третий - пёстрый.)
4. Для проверки использования в речи повелительного наклонения и неопределенной формы глаголов детям дается проблемная ситуация, где мальчик играет с собакой и хочет чтобы она выполняла его команды. Но он не знает как правильно дать команду.
- Стой! Или: стоять!
- Беги! Или: бежать!
- Ляг! Или: лежать!
- Сядь! Или: сидеть!
Освоение образовательной программы по данной теме проводится с помощью дидактических игр и упражнений.
1. Игра «Один-много»
Цель: совершенствовать навыки словоизменения – употребление существительных во множественном числе именительном падеже.
2. Игра «Назови ласково»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.
3. Игра «Чего не стало»
Цель: развивать внимание, память, совершенствовать навыки словоизменения - употребление существительных в родительном падеже множественном числе.
4. Игра «Сосчитай до 5»
Цель: совершенствовать навык согласования числительных с существительными. Упражнять детей в счете.
5. Игра «Жадина и щедрый».
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями.
6. Игра «Из чего какой»
Цель: совершенствовать навыки словообразования – образования относительных прилагательных.
7. Игра «Подбирай, называй, запоминай».
Цель: расширять и активизировать у ребенка словарь признаков и глагольный словарь.
8. Игра «Волшебные очки»
Цель: совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными.
9. Дидактическая игра "Что изменилось?"
Цель: сформировать навыки употребления предлогов и их значения.
10. Игровое упражнение " Угадай, чего не стало?"
Цель: сформировать умение изменять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
11. Игра "Волшебный мешочек"
Цель: сформировать навыки употребления родовой принадлежности, согласования прилагательных в роде.
12. Игра - драматизация "Что делает кукла?"
Цель: разучить употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам.
13. Дидактическая игра "Прятки".
Цель: усвоение предлогов и падежей.
Дидактические игры и упражнения применяются на занятиях, как часть, в совместной деятельности и индивидуально
Чтобы работа шла успешнее нужно познакомить и научить родителей
Проводится анкетирование родителей "Речевое развитие ребенка”
Цель: выявить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установить обратную связь.
Перед родительским собранием проводится консультация «Развитие речи у детей. Советы для родителей»
Цель: предложить родителям советы о важности влияния окружающих и в первую очередь с раннего возраста развивать речь детей.
Информационная папка «Развитие речи детей дома»
Целью которой является глубже раскрыть проблему по развитию речи детей, подготовить аудиторию родителей к обсуждению на собрании.
Родительское собрание. Мастер-класс «Развитие речи детей среднего возраста посредством речевых дидактических игр»
Цель: осуществление педагогического просвещения родителей по использованию дидактических игр для развития речи детей.
Для успешной работы педагога пополняется развивающая микросреда литературой, дидактическими играми и пособиями :
Папка «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию морфологической стороны речи детей среднего возраста».
Папка «Картинки по лексическим темам». Пособие «Волшебный мешочек».
Библиография
1. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду» Москва «Просвещение» 1978г.
2. Сидорова У. М. «Задания по развитию речи детей средней группы» Творческий центр Сфера М. 2008 г.
3. Ушакова О. С. «Занятия по развитию речи для детей 3 – 5 лет» Творческий центр Сфера М. 2009 г.
4. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи» М. «Просвещение» 1989г.