Татьяна Шурупова
Игры на развитие фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематический слух – это различение на слух звуков родной для ребенка речи.
Игра «Тишина»
Ребёнок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1-2 минуты предлагается открыть глаза и рассказать, что он услышал.
Игра «Узнай по звуку»
Производить различные звуки, (деревянная ложка, молоток, резиновый мяч, рвется бумага, ножницы, будильник, звук дождя и т. д., а ребенок определяет источник звука.
Игра «Назови звуки улицы»
Ребенок называет, что он слышит на улице своего города. (лает собака, шелестит листва, шаги и т. д.).
Публикация «Игры на развитие фонематического слуха» размещена в разделах
Эта игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память, внимание, мышление.
Игра «Большой или маленький?» (можно использовать картинки)
Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Ребенок, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит и поднимает соответствующую картинку (или проговаривает, например, коровы или теленка.
- корова и теленок (му-му); коза и козленок (бе-бе); свинья и поросенок (хрю-хрю); гусь и гусенок (га-га, медведь и медвеженок (ы-ы-ы, и т. д.
Игра «Правильно – неправильно»
Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Через время можно усложнять как слова так и действия (топнуть ногой, поднять флажок (карандаш, поднять правую (левую) руку).
«Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом» и т. д.
Игра «Метель»
Ребенок на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
«Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие».
Игра «Повтори»
А-О-У
У-А-И
И-А-У
О-А-Ы
А-О-У-Ы
И-О-Э-А
О-У-Ы-Э-А
В дальнейшем можно и нужно усложнять условия игры (согласные звуки, слоги, слова).
Игра «Будь внимателен»
Взрослый произносит несколько слогов, а ребенок определяет, что здесь лишнее. Затем ряды усложняются
на-на-на-па
ма-ма-па-ма
то-то-то-мо и т. д.
на-но-на
ка-ка-га-ка
па-ба-па-па и т. д
Игра «Какое слово отличается?».
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Дом- дом-дым-дом.
Ком-ком-кот-ком.
Бутон-батон-бутон-бутон.
Канава-канава-какао-канава.
Билет – балет – балет – балет.
Коса, коса, коза, коса.
Лист, лист, лист, свист, лист.
Море, море, море, горе, море.
Лицо, лицо, яйцо, лицо, лицо.
Рот, рот, бутерброд, рот, рот.
Зима, зима, лето, зима, зима.
Снег, снег, снегопад, снег, снег.
Зайчонок, зайчонок, зайчонок, зайчонок, волчонок
Игра «Поймай звук»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Например, хлопни (топни, подними правую (левую) руку, повернись направо (налево, возьми красный круг (цвета и фигуры могут быть любые) когда услышишь звук А.
А-У-О-А-И-А-О-У-Э-А-Ы-О-У и т. д.
ПУ-ПЫ-ПА-ПА-ПО и т. д.
КА-КО-КУ-КА-КЫ-КА
КА-ТО-СА-МЫ-ТА