Светлана Курицына
Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги! Я хочу представить опыт работы по использованию нетрадиционных технологий для совершенствования речевой коммуникации детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживаний детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения.
Публикация «Дидактические игры на ковролинографе для развития речевой коммуникации старших дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
В таких условиях современному учителю-логопеду необходимо использовать не только традиционные методы и формы работы, но и внедрять в коррекционный процесс инновационные подходы. Это делает целесообразным применение нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.
Немаловажную роль имеет полифункциональная развивающая предметно-пространственная среда. Для достижения качественно более высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий было создано авторское пособие ширма-ковролинограф.
За основу я взяла ковролиновый коврик, который прикреплен к сушилке для белья. Мой ковролинограф - многофункционален. Его можно поставить на столе, а также можно использовать на полу. Получается компактно, удобно и функционально! Фигурки связаны из ярких, мягких ниток и нравятся детям.
Замечу, что ковролинограф содержит в себе неограниченные возможности. Он позволяет сделать наглядным почти любое занятие или игру. Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника.
Цель всех представленных игр: научить взаимодействовать друг с другом, устанавливать обратную связь при взаимодействии друг с другом,
подстраивать свои действия к действиям партнера, развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.
Игра «Расскажи о времени года»
Дошкольникам предлагается составить рассказ с помощью опорных фигурок на ковролинографе. В качестве усложнения можно предложить детям выбрать фигурки, подходящие к заданному времени года. Предлагаю нарисовать картину лета. Каждый ребенок должен повторить предложение предыдущих игроков и добавить свое новое предложение.
Весной греет яркое солнышко. По небу плывут белые, пушистые облака. Расцвели душистые ландыши. С юга вернулись перелетные птицы. Просыпаются насекомые. Весной дети любят пускать в ручейках бумажные кораблики.
Игра «Что изменилось?»
Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, закрывают глаза. Игроки другой команды вносят несколько изменений в картину на ковролинографе. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и парой.
Игра «Овощной магазин»
Один ребенок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные фрукты и овощи. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, что из него можно приготовить.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.
Игра «Накорми гусеницу» (на различные лексические темы)
Подобрать предметные картинки по нескольким лексическим темам по количеству кружков гусеницы, прикрепить изображение гусеницы на ковролинограф.
Педагог предлагает накормить гусеницу только овощами. Дети собирают гусеницу с названиями овощей, отбирая из предложенных предметных картинок только подходящие. В конце игры дети подводят итог, называя все овощи.
Игра «Гусеница – слоговичок»
Подобрать предметные картинки с разным количеством слогов, прикрепить изображение двух гусениц на ковролинограф.
Педагог предлагает детям собрать гусениц – слоговичков в путешествие и объясняет, что первая собирает только те предметы, в названии которых 2 слога, вторая – только те предметы, в названии которых 3 слога.
Игра «Волшебный букет цветов»
Педагог обращает внимание детей на пустой ковролинограф: Это полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети: Грустное, печальное, скучное.
Педагог: Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети: Цветов.
Педагог: Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному цветку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Педагог: Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети: Веселое, счастливое.
Педагог таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Игра «Рукавички»
Детям, объединенным в пары, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их с помощью разноцветных нитей одинаково, то есть так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут "рисовать" нитями.
Перчаточный театр «Жили-были сказки»
Перчаточный театр «Жили-были сказки» выполнен из разноцветной пряжи, пособие мобильное, универсальное, прочное и безопасное. Перчатки размером на детскую ладошку, поэтому играть ими детям удобно и легко. Они яркие, мягкие, легко стираются, экологичны. С их помощью можно показывать знакомые сказки «Три поросенка», «Маша и медведи», а также потешки, стихи.
Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать данный игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Благодаря использованию этих игр дети воспринимают задания как увлекательную игру, которая вызывает у них положительные эмоции и помогает научиться взаимодействовать друг с другом, устанавливать обратную связь при этом взаимодействии, подстраивать свои действия к действиям партнера, развивать уважение в общении, закреплять навыки вежливости.