Попова Елена Ивановна
Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, знаний, мышлений, эмоций, чувства радости и комфорта. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Игра в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в самые первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством или временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры.
Публикация «Дидактические игры на липучках как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
Ребенок в игре делает открытия того, что давно известно взрослому человеку. Дети не ставят в игре цели, они переносят свои знания об окружающем в реальную жизнь.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Для дошкольников игра это - способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры предназначены для : развития, внимания, восприятия, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Уровень познавательного развития - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по познавательному развитию нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
В работе с детьми по развитию познавательной деятельности передо мной стояла цель –способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности и познавательной активности у детей.
Были поставлены следующие педагогические задачи:
• развивать у детей словарный запас,
• развивать память, внимание, мышление, воображение, усидчивость, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом, посредством инновационных технологий.
В настоящее время много развивающих игр, но в педагогической работе необходимо выбирать такие, которые бы привлекали внимание ребят. Современный рынок дидактических игр предлагает широкий выбор различных игр и игрушек для педагогов и родителей, поэтому выбор более необходимых, познавательных остаётся актуальной проблемой, которую возможно решить, учитывая активный интерес ребёнка. Всем известно, что особую ценность представляет игра, сделанная своими руками. Моя инновационная идея – игры на липучках. Особенность таких игр в названии – все они имеют липучки. Игры состоят из поля и фигурок, которые ребёнок крепит в нужные места, руководствуясь правилам и тематике игры, которые вначале объясняет взрослый. Например, расставить предметы в соответствии с тенью, разложить цифры в соответствии с количеством предметов на картинке или сделать пирамидку в порядке уменьшения размера предметов, одеть кукол на прогулку и много других.
Цель таких игр: в увлекательной форме познакомить, закрепить, обобщить знания об окружающем мире, развить у них умственные и творческие способности. Игры такого типа подходят для детей от 3 лет. Во время игры ребенок развивает зрительную память, мелкую моторику рук, логическое мышление и многое другое. В игровой форме ребенок учится определять цвета, отыскивать геометрические фигуры, составлять цепочки из фигур определенных цветов, а также находить сходство во внешних контурах рисунков. Игра направлена на развитие ассоциативного мышления, эмоционального интеллекта, концентрации внимания и зрительного восприятия. Липучки помогут развить мелкую моторику, ловкость и координацию движений.
Эти игры можно использовать практически во всех видах деятельности: в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей, при организации индивидуальной работы с ребёнком.
Дидактические игры на липучках являются эффективным средством познавательного развития дошкольников, поскольку они позволяют в игровой форме обучать детей и развивать их навыки. При этом, такие игры обладают рядом преимуществ:
Первое и самое главное – детям это нравится. Дети могут часами с увлечением прилеплять и снова отлеплять яркие картинки. Процесс приклеивания завораживает, а интерес – в разы повышает результативность!
Наглядность, реалистичность, красочность – помогает привлекать внимание и удерживать его на протяжении всего занятия.
Игра вовлекает и ребёнка, и взрослого, побуждает их взаимодействовать, совместно творить.
Незаметно для маленького ученика происходит развитие моторики, сенсорики, речи, математических представлений и ознакомление с окружающим миром, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.
Простота и доступность игр.
Многофункциональность: игры на липучках могут использоваться для решения различных образовательных задач, включая развитие мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления и т. д.
Безопасность: липучки и материалы, из которых изготавливаются игры, являются безопасными для здоровья детей.
Вариативность: педагог может использовать готовые наборы игр или создавать свои собственные, адаптируя их под конкретные образовательные задачи и уровень развития детей.
Долговечность: дидактические игры на липучках способны сохранять свой вид и функциональность в течение длительного времени, что позволяет использовать их многократно.
«Дидактические игры на липучках» — это отличный способ сделать процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Таким образом, в игровой форме воспитатель может применить данные игры в разных образовательных областях.
Игры по познавательному развитию (ФЭМП) : игры на классификацию по цвету, размеру, форме, игры на счет, на нахождение половины/целого/части; по ПДД: виды транспорта, ситуации по БДД.
Игры по развитию речи : игры со словами и игры по сюжетным картинкам, для развития монологической и диалогической речи игры для рассказывания сказок, сочинения сказок с уже знакомыми персонажами.
Игры для формирования представлений об объектах окружающего мира, профессиях: например, игра «Профессии села»
Художественно-эстетическое развитие : игра «Народные промыслы» помогает сформировать познавательный интерес и познавательную активность, узнавать элементы и характерные особенности различных росписей и приобщиться к обычаям и традициям народов, живущих рядом, также помогают для закрепления знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Игры на липучках можно разнообразить : есть различные игры с фонариком на липучках.
Основная идея технологии игр со светом заключается в том, что от природы каждый ребёнок любознателен, и любит сюрпризы и волшебство. Игры с фонариком самый доступный и самый зрелищный вид занятий. Это настоящая магия! Фонарик – это не игрушка и ребёнок рад появлению такого предмета в обучающем процессе.
А что если, им самим стать волшебниками, посветив фонариком на картинку и узнать, кто или что спрятался за ней? Прежде чем начать игру необходимо вызвать интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приё мами: использование загадок, коротких стихов, считалок, сюрпризов, таким сюрпризом будут изображения – ответы, появляющиеся при просвечивании раздаточных карточек игры.
Правила дидактической игры : действовать по очереди, отвечать на вопросы, слушать товарища, честно признаваться в ошибках.
Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Итак, дидактические игры позволяют обеспечить полноценное развитие, образование и воспитание детей в условиях детского сада. Они создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее настроение, радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.
Ребята с удовольствием обучаются, играя.
Дидактические игры на липучках представляют собой инновационное и эффективное средство познавательного развития, которое может быть успешно использовано в дошкольных образовательных учреждениях.