Ольга Трифонова
Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Основная проблема детей с ТНР, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием, состоит в торможении развития познавательных, когнитивных функций (т. е. высших мозговых функций: памяти, внимания, мышления, гнозиса и праксиса). Поэтому важным является совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности детей, формирование у них логического мышления.
Публикация «Игры математического содержания как одна из форм речевого и интеллектуального развития дошкольников с ТНР» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Логика – это наука о законах мышления и его формах, способность «рассуждать и действовать в уме». Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это рассуждения путём построения причинно – следственных связей, в результате формирование умозаключений на основе мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения, анализа, синтеза, и др.
Наилучшим образом качества ума и приемы мыслительной деятельности формирует математика. Поэтому начинать развитие логического мышления у детей нужно с логических игр математического содержания. Такие логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что занимательная задачка содержит в себе некоторый «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость. Такие игры и упражнения содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности.
На первой ступени обучения дошкольников с ТНР учитель-логопед включает в индивидуальную логопедическую работу с детьми игры и упражнения с элементами материала математического содержания, параллельно формируя словарь импрессивной и экспрессивной речи, произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память. Особое внимание обращается на оречевление действий, связанных с математическими операциями, на их словесное обозначение, в ходе которого необходимо изменять имена существительные по родам, числам и падежам, глаголы по временам. Счетный материал также активно используется для развития движений кистей рук и совершенствования зрительного, слухового и тактильного анализаторов.
В результате дети осваивают правила счета; овладевают общепринятыми эталонами форм, величины; осваивают навыки измерения, вычленения сходства и отличия предметов; определяют пространственное расположение предметов относительно себя (впереди-сзади, надо мной, подо мной, за-передо мной, справа, слева); узнают количество, форму, величину предметов тактильно и визуально.
В данной презентации подборка логических упражнений математического содержания расположена по блокам и предназначена для детей 4 - 6 лет.