Альбина Овчинникова
Игры и упражнения по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие четкой, грамотной и богатой речи является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми.
Работа в данном направлении должна строиться по плану, охватывать весь языковой спектр и все компоненты речи.
Так, система развития ребенка включает в себя следующие разделы:
1. Работа над звукопроизношением.
Публикация «Игры и упражнения по развитию речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитание звуковой культурной речи предусматривает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, речевого дыхания, нормального темпа речи и усвоение различных интонационных средств выразительности (логических пауз, ударения, темпа, ритма и тембра голоса).
! Звуковая культура речи формируется на основе хорошо развитого речевого слуха.
В рамках этого раздела педагог решает следующие речевые задачи:
- Воспитание слухового внимания-умения определять на слух то или иное звучание и его направление, способность воспринимать данный темп и ритм. Дети должны узнавать изменения голоса по высоте и тембру, а также правильно воспринимать ритмический рисунок слова в единстве с темпом речи.
- Формирование фонематического слуха-способности четко отличать одни звуки (фонемы) от других, а также близкие по звучанию слова, акустические различия твердых и мягких согласных, правильность произношения звуков, повышение и понижение голоса др. Недостаточная сформированность слухового восприятия может быть причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз.
2. Формирование грамматического строя речи.
В период подготовки к обучению грамоте в детском саду дошкольники знакомятся с предложением и словами. Они учатся составлять словосочетания, нераспространенные и распространенные предложения, членить предложения на слова, развивают умение слышать отдельные предложения в общем потоке речи, уточнять лексические значения слов и др.
3. Обучение грамоте невозможно без словарной работы, поэтому третьим разделом в работе по развитию речи является расширение словарного запаса.
Дети уточняют значение слов, узнают их смысловые оттенки, знакомятся с новыми словами, соотнося их с предметами и явлениями окружающего мира. Важен словарный запас не сам по себе, а умение активно им пользоваться, правильно сочетать слова, образовывать новые т. д. Работа над обогащением словарного запаса должна вестись одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Словарь дошкольников обогащается существительными, глаголами, прилагательными, числительными, наречиями, предлогами, местоимениями в процессе игр.
Ребенок расширяет словарный запас, узнает новые слова, пробует объединить их по темам, учится употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы при образовании коротких слов. Следует обращать его внимание на различия в окончаниях вновь образованных слов, на то, что один и тот же предмет обладает сразу многими качествами. Например, лиса может быть хитрая, рыжая, пушистая и т. д.
Полезны речевые игры, в ходе которых ребенок должен как можно больше подобрать признаков к предмету. Словарь обогащается и за счет образования прилагательных от имен существительных, например при помощи игр «Из чего сделаны?», «Чей хвост, чья голова?». Употребление наречий отрабатывается при помощи наводящих вопросов: далеко или близко, жарко или холодно. Обогащается словарь ребенка однокоренным, родственным словам, знакомству с антонимами, синонимами и т. д.
4 .Формирование связной речи, которая неотделима от мира мыслей, в ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Развитие связной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в целом. Этот процесс сопровождается обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя и воспитанием звуковой культуры речи.
Главная функция связной речи – коммуникативная – осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая форма имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой яркое представление коммуникативной функции языка. Главной ее особенностью является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
К особенностям монологической речи относятся развернутость и полнота высказываний. Она имеет несравнено более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации. Для монолога характерны внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Важны также неречевые средства (жесты, мимика, интонация).
Использование обеих форм играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по данному направлению.