Лариса Лукьянскова
Игры и упражнения по развитию изобразительных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения по развитию изобразительных навыков у детей дошкольного возраста
Цель: Развитие изобразительных навыков у дошкольников
В начале занятия воспитатель проводит пальчиковую разминку. Чтобы детям было интересно, упражнения можно проводить со стихотворным сопровождением:
Этот пальчик самый сильный
самый сильный и большой
Этот пальчик самый длинный
Публикация «Игры и упражнения по развитию изобразительных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
и стоит он в середине.
Воспитатель при этом сам показывает образец действий.
Палец толстый и большой
в сад за сливами пошел.
Указательный - с порога
указал ему дорогу.
Средний палец очень меткий
сливы он срывает с ветки.
Безымянный - поедает,
а мизинчик-господинчик
в землю косточки сажает.
Сюда же можно включить некоторые из следующих упражнений, направленные на совершенствование моторики:
1. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
2. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
3. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков.
4. Всасывание пипеткой воды.
5. Нанизывание бус и пуговиц.
6. Плетение косичек из веревочек и ниток.
7. Переборка круп. В блюдце насыпать небольшое количество гороха, гречки и риса. Попросить ребенка разложить их отдельно.
8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, с палочками.
9. Например, из палочек построй колодец, домик и т. д.
При исследовании предмета руками дети часто не способны перераспределить пальцы на нем; исследуя предмет, не могут удержать его в руках. А ведь при рисовании исследование предмета просто необходимо. Несовершенство действий ребенка - это следствие недоразвития тактильно-двигательной чувственности. Воспитатель должен найти несколько минут на занятии, чтобы подготовить детей к рисованию. Предлагаемые дидактические игры направлены на коррекцию и развитие тактильно-двигательного восприятия.
На каждом занятии нужно проделывать игровые упражнения, имитирующие сам процесс рисования. Воспитатель показывает какой-либо предмет и рукой обводит его контур. Дети следят за движением руки педагога, затем эти движения проделывают в воздухе, как бы рисуя предмет. Нужно, чтобы ребёнок не только зрительно воспринял действия взрослого, но и понял их смысл, а потом повторил эти действия самостоятельно. Изображая предмет, дети сравнивают его с изученными геометрическими формами. Здесь тоже важно включить движение. Последовательно обведение контура предмета глазом, рукой, ощупывание его - способствуют четкому восприятию формы предмета. Движение, включенное в обследование, наводит на способ действия в процессе изображения. И, переходя к изображению, дошкольник уже представляет, какое движение для этого необходимо. Чтобы закрепить у детей представления о форме предмета, потренировать в изображении, педагог проводит следующие графические упражнения :
часы - воспитатель показывает предметы, а
книга - дети по воздуху (или на листе
арбуз - о бумаги) чертят фигуры, которые
линейка - — им соответствуют.
листик дерева -
воздушный шарик - О
Для детей с грубым нарушением моторики воспитатель заготавливает шаблоны или трафареты.
Занимательные задания, включенные в занятие, пробуждают у детей интерес к занятиям. Педагог может использовать такие упражнения, которые заканчиваются графическими действиями, выполнением простейших рисунков.
1. Каждый из детей получает трафареты с изображением животных. Педагог читает загадку, а дети обводят изображение - отгадку по трафарету. Воспитатель: «Лесные обитатели собрались к детям на праздник. Угадай, кто едет на праздник? Изобрази их».
Под соснами, под елками
Бежит клубок с иголками.
***
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг.
По снежочку тык-тык.
***
В сосне дупло.
В дупле - тепло
А кто в дупле живет в тепле?
***
За деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала-
Нет ни дыма, ни пожара.
Дорисуй предметам недостающие детали.
На листе в клетку закончи рисунок (по образцу) .
Дорисуй орнамент в цвете по образцу.
Педагог может провести дидактические игры, с помощью которых дети учатся выделять цвет как значимый признак:
Игра 1. Из множества фигур разного цвета детям предлагается выбрать все фигуры красного цвета, потом все синие квадраты, зеленые прямоугольники и т. д.
Игра 2. Собери бусинки из цветов: красный - желтый - синий КЖС-КЖС-КЖС.
Игра 3. У каждого ученика набор цветных карточек. Надо найти нужный цвет. Воспитатель называет предмет или загадывает загадку, а дети показывают карточку с тем цветом, в который должен быть окрашен предмет.
*** ***
Характер мой гадкий Уродилась я на славу,
Я вырос на грядке Голова кругла, кудрява.
Куда ни приду Кто любит щи,
Всех до слез доведу (лук) Меня в них ищи (капуста)
*** ***
Есть красавица одна, Долгоножка хвалится:
И румяна, и стройна. -Я ли не красавица?
На ощупь-очень гладкая А всего-то-косточка
На вкус - как сахар сладкая Да нарядная кофточка!
(морковь) (вишня)
Игра 4. Привяжи ленточки к шарикам. Они должны быть одного цвета (ленточек предлагается значительно больше).
Игра 5. Подними карандаш такого цвета, который будет соответствовать времени года: зима, весна, лето, осень. Дети объясняют свой выбор. Эта игра очень уместна на занятиях по рисованию на тему. При систематической работе, с цветом, дети лучше ориентируются в цвете, правильно соотносят его с предметом, используют цвет по назначению, лучше начинают «чувствовать». Можно использовать упражнения, где по образцу дети самостоятельно заканчивают раскрашивать рисунок.
Важно следить за тем, как ребенок держит кисть, и при необходимости исправлять неправильное положение. Особое внимание следует уделять показу способов раскрашивания. Навыки рисования красками относятся к сложным двигательным действиям, поэтому они вырабатываются путем многократных специально организованных упражнений, требующих длительного времени. Можно предложить детям следующие приемы работы:
Рисование кистью по воздуху.
Рисование на листе чистой водой.
Рисование на листе подкрашенной водой.
Рисование красками.
Дети от упражнения к упражнению совершенствуют свои умения, учатся правильно выполнять раскрашивание, работать в полную толщину кисти и работать ее кончиком.