Важенина Татьяна
Консультация для педагогов «Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно- эстетическому развитию детей»
города Чебоксары Чувашской Республики.
Консультация на тему:
«Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально - психологического благополучия»
Выполнила
музыкальный руководитель
Важенина Татьяна Валерьевна.
г. Чебоксары, 2023г.
Основная задача коррекционных технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка:
ИГРОТЕРАПИЯ
СКАЗКОТЕРАПИЯ
КУКЛОТЕРАПИЯ
АНИМАЛОТЕРАПИЯ
МАМА-ТЕРАПИЯ
АРТТЕРАПИЯ.
Игротерапия.
Это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить проблемы, возникшие в эмоциональной сфере и поведении ребёнка, или справиться с ними, а также провести коррекцию отдельных черт дошкольника.
Основная цель игровой терапии:
-Помочь ребёнку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуации.
-Развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть.
-Осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал своё поведение.
-Сохранять глубокое уважение к способности ребёнка решать свои собственные проблемы.
-Не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, а следовать за ним.
-Устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни.
-Не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей:
Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото,игры – драматизации, образно-ролевые игры (раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей,
коллективные дидактические игры (коррекция протестного поведения детей,сюжетно-ролевые игры (коррекция демонстратив-ного поведения детей,режиссерские и психотехнические освобождающие игры (коррекция агрессивного поведения детей,народные игры (коррекция недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей)
Наиболее часто выделяют следующие виды и формы игротерапии.
1. В зависимости от роли в игре взрослого:
директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.
недирективная– ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверии.
2. По структуре материалов для игры:
структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие, выражение непосредственного желания (с фигурами людей, развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);
неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.
3. По форме организации процесса:
• групповая
• индивидуальная
Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:
становление положительной «Я-концепции»;
воспитание ответственности за поступки;
развитие навыков самоконтроля;
закрепление способности принятия самостоятельных решений;
Сказкотерапия.
Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. (М. В. Киселёва)
Сказкотерапия - это :
• лечение сказками (совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими).
• процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
• процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
• процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
• процесс экологического воспитания детей.
• процесс объективизации проблемных ситуаций.
• процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг, обретение веры в собственное «Я».
ТКАЧ Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки:
• Сказки для детей, которые испытывают страхитемноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
• Сказки для гиперактивных детей.
• Сказки для агрессивных детей.
• Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
• Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и др.)
• Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.
Функции детских сказок.
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
• о жизненно важных явлениях;
• о жизненных ценностях;
• о постановке целей;
• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
• как устроен этот мир, кто его создал;
• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
• как приобретать и ценить дружбу и любовь;
• какими ценностями руководствоваться в жизни;
• как строить отношения с родителями и детьми;
• как прощать.
Куклотерапия.
Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра).
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Задачи куклотерапии.
-Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;
-Развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;
-Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.
Процесс куклотерапии
1. Изготовление кукол. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.
2. Последующая терапевтическая работа с ней. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.
Виды куклотерапии.
Марионетки,пальчиковые,теневые, веревочные, плоскостные,перчаточные,объемные.
Анималотерапия.
Это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Основные формы и методы.
• Игры;
• Упражнения, направленные на релаксацию;
• Упражнения-дискуссии;
• Сказки, рассказы о животных,их взаимоотношениях, повадках;
• Занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;
• Наблюдения за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.
Виды направлений анималотерапии.
Иппотерапия, (Лошадь);
Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного
аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите,
желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительныэмоциональный фон.
Дельфинотерапия;
Дельфинотерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.
Канистерапия (собака);
Канистерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.
Фелинотерапия.
Кошки, успокаивают, снижают артериальное давление. Их биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние воспалительные заболевания.
С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности и замкнутости; дети становятся спокойнее и уравновешеннее, они обретают уверенность в своих силах, у них концентрируется внимание, снижаются негативные проявления во время адаптации. У них выше познавательная мотивация,
лучше развиты пространственные представления, ониуспешнее справляются сзаданиями на установление причинно-следственных связей.
Слайд 23
Арттерапия.
Это методика, основанная на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.
Слайд 24.
Арттерапия-"лечение" искусством.
Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, лепка, моделирование с бумагой, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д.
Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей.
СИНИЙ - оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение
ЗЕЛЁНЫЙ – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением
РОЗОВЫЙ – тонизирует при подавленном состоянии
ЖЁЛТЫЙ – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия
Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение
Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение
Коричневый – вызывает чувство вины
ЧЁРНЫЙ – оказывает угнетающее действие, вызывает страх
Слайд 25.
Цвет передает эмоциональное состояние ребенка, если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.
Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, то во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.
Мама- терапия.
Метод мама-терапии по методу Б. З. Драпкина заключается в том, что мама поле засыпания ребенка разговаривает с ним набором определенных фраз которые дают установку детскому организму на физическое и психологическое здоровье.
Используется методика следующим образом. Через 20-30 минут после засыпания малыша, четко, медленно, ласково читайте фразу за фразой каждого блока. Не стоит менять слова, чем-то дополнять, блок-каждое слово проверено, имеет свое значение.
Пользоваться методикой надо ежедневно. Удержаться от чтения рекомендуется только в тех случаях, когда мама сильно волнуется или плохо себя чувствует.
Первый блок.
Витамин маминой любви
С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.
• «Я тебя очень-очень люблю.
• Ты самое дорогое и родное,что у меня есть.
• Ты моя родная частичка, родная кровинушка.
• Я без тебя не могу жить.
• Я и папа очень сильно тебя любим» .
Второй блок.
Установка на физическое здоровье
При легких недомоганиях помогает избежать применения медикаментов.
• «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка).
• Ты хорошо кушаешь и потому быстро растешь и развиваешься (эта фраза замечательно работает: у тех, кто мало ест, появляется хороший аппетит).
• У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик (идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов).
• Ты легко и красиво двигаешься (отсекаются все двигательные нарушения).
Третий блок.
Установка на нервно-психическое здоровье.
• «Ты спокойный мальчик (девочка).
• У тебя хорошие, крепкие нервы.
• Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный.
• Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.
• У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться (ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений).
• Ты хорошо спишь (эта установка очень быстро начинает действовать). Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.
• У тебя хорошо и быстро развивается речь».
Четвертый блок.
Очищение от болезней.
• Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет проблемы ребенка конкретно).
• И заключительная фраза на эмоциональном подъеме:
«Я тебя очень-очень сильно люблю.
Вот эти 4 блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие.
Говорите эти слова вашим детишкам, и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми!