Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия»

Важенина Татьяна
Консультация для педагогов «Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Ручеек» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно- эстетическому развитию детей»

города Чебоксары Чувашской Республики.

Консультация на тему:

«Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально - психологического благополучия»

Выполнила

музыкальный руководитель

Важенина Татьяна Валерьевна.

г. Чебоксары, 2023г.

Основная задача коррекционных технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка:

ИГРОТЕРАПИЯ

СКАЗКОТЕРАПИЯ

КУКЛОТЕРАПИЯ

АНИМАЛОТЕРАПИЯ

МАМА-ТЕРАПИЯ

АРТТЕРАПИЯ.

Игротерапия.

Это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Она позволяет заранее предупредить проблемы, возникшие в эмоциональной сфере и поведении ребёнка, или справиться с ними, а также провести коррекцию отдельных черт дошкольника.

Основная цель игровой терапии:

-Помочь ребёнку выразить свои переживания через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуации.

-Развивать тёплые, дружеские отношения с ребёнком, принимая его таким, какой он есть.

-Осознавать чувства, выражаемые ребёнком, и отражать их так, чтобы дошкольник понимал своё поведение.

-Сохранять глубокое уважение к способности ребёнка решать свои собственные проблемы.

-Не пытаться направлять действия ребёнка или его речь, а следовать за ним.

-Устанавливать только те ограничения, которые необходимы для закрепления эффектов игротерапии в реальной жизни.

-Не пытаться ускорить ход коррекционной помощи, это постепенный процесс, и педагог должен осознавать это.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей:

Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры (лото,игры – драматизации, образно-ролевые игры (раскрепощающие игры в преодолении конформного поведения детей,

коллективные дидактические игры (коррекция протестного поведения детей,сюжетно-ролевые игры (коррекция демонстратив-ного поведения детей,режиссерские и психотехнические освобождающие игры (коррекция агрессивного поведения детей,народные игры (коррекция недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей)

Наиболее часто выделяют следующие виды и формы игротерапии.

1. В зависимости от роли в игре взрослого:

директивная – направленный процесс, где взрослый является организатором для ребенка, которому предлагаются готовые варианты решения той или иной проблемы, во время игры малыш сам приходит к пониманию себя и собственных конфликтов.

недирективная– ненаправленная игровая терапия проводится во время игровой деятельности дошкольников, куда взрослый старается не вмешиваться, создавая вокруг малышей уютную, теплую атмосферу надежности и доверии.

2. По структуре материалов для игры:

структурированные игры – применяются при работе с детьми от 4 до 12 лет, провоцируют открытое выражение агрессии (игрушечное оружие, выражение непосредственного желания (с фигурами людей, развивают коммуникативные навыки (забавы с поездами, машинами, в телефон);

неструктурированные игры – подвижные занятия и спортивные упражнения, работа с пластилином, водой, глиной, песком, которые способствуют косвенному выражению ребенком своих чувств и появлению ощущения победы.

3. По форме организации процесса:

• групповая

• индивидуальная

Игровая терапия в группе вырабатывает у каждого ребенка:

становление положительной «Я-концепции»;

воспитание ответственности за поступки;

развитие навыков самоконтроля;

закрепление способности принятия самостоятельных решений;

Сказкотерапия.

Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, речевого развития, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. (М. В. Киселёва)

Сказкотерапия - это :

• лечение сказками (совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими).

• процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

• процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

• процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

• процесс экологического воспитания детей.

• процесс объективизации проблемных ситуаций.

• процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг, обретение веры в собственное «Я».

ТКАЧ Р. М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки:

• Сказки для детей, которые испытывают страхитемноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.

• Сказки для гиперактивных детей.

• Сказки для агрессивных детей.

• Сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.

• Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и др.)

• Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Функции детских сказок.

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

• о жизненно важных явлениях;

• о жизненных ценностях;

• о постановке целей;

• о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

• как устроен этот мир, кто его создал;

• что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

• какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

• как приобретать и ценить дружбу и любовь;

• какими ценностями руководствоваться в жизни;

• как строить отношения с родителями и детьми;

• как прощать.

Куклотерапия.

Метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра).

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.

Задачи куклотерапии.

-Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

-Развитие посредством игры с куклой способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

-Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Процесс куклотерапии

1. Изготовление кукол. Иногда достаточно создать куклу — и последующая работа с ней оказывается излишней.

2. Последующая терапевтическая работа с ней. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Изготовление кукол – это своего рода медитация. Как у взрослых, так и у детей, когда они сами делают кукол, благодаря этому процессу развиваются произвольность психических процессов, мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации, усидчивость.

Виды куклотерапии.

Марионетки,пальчиковые,теневые, веревочные, плоскостные,перчаточные,объемные.

Анималотерапия.

Это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Основные формы и методы.

• Игры;

• Упражнения, направленные на релаксацию;

• Упражнения-дискуссии;

• Сказки, рассказы о животных,их взаимоотношениях, повадках;

• Занятия с использованием образов животных, направленные на решение конкретной проблемы;

• Наблюдения за животными, их поведением, повадками, беседы по итогам наблюдений.

Виды направлений анималотерапии.

Иппотерапия, (Лошадь);

Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного

аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите,

желудочно-кишечных заболеваниях, простатите, сколиозе, умственной отсталости. Общение с лошадью дает устойчивый положительныэмоциональный фон.

Дельфинотерапия;

Дельфинотерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.

Канистерапия (собака);

Канистерапию целесообразно применять с детьми с заболеваниями нервной системы - аутизмом, ДЦП, олигофренией, синдромом Дауна.

Фелинотерапия.

Кошки, успокаивают, снижают артериальное давление. Их биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние воспалительные заболевания.

С помощью анималотерапии ребенок может легко преодолеть свои страхи, чувство возникающего одиночества, агрессивность к окружающему миру и себе, чувство беспомощности и замкнутости; дети становятся спокойнее и уравновешеннее, они обретают уверенность в своих силах, у них концентрируется внимание, снижаются негативные проявления во время адаптации. У них выше познавательная мотивация,

лучше развиты пространственные представления, ониуспешнее справляются сзаданиями на установление причинно-следственных связей.

Слайд 23

Арттерапия.

Это методика, основанная на привлечении ребенка или взрослого к творчеству, художественному самовыражению для улучшения его психического и физического состояния, а также эмоционального благополучия.

Слайд 24.

Арттерапия-"лечение" искусством.

Сочинение сказок, живопись, танцы, пение, лепка, моделирование с бумагой, игротерапия, маскотерапия, песочная терапия, цветотерапия, создание кукол, фототерапия, музыкотерапия и т. д.

Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей.

СИНИЙ - оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает напряжение

ЗЕЛЁНЫЙ – успокаивает, создаёт хорошее настроение, оказывает благотворное влияние на ослабленных детей и детей с ослабленным зрением

РОЗОВЫЙ – тонизирует при подавленном состоянии

ЖЁЛТЫЙ – цвет радости и покоя, нейтрализует негативные действия

Красный – активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы, однако может вызвать раздражение

Фиолетовый – оказывает угнетающее действие, снижает настроение

Коричневый – вызывает чувство вины

ЧЁРНЫЙ – оказывает угнетающее действие, вызывает страх

Слайд 25.

Цвет передает эмоциональное состояние ребенка, если ребенок использует яркие цвета, цвета радуги, значит, у него хорошее настроение. если же ребенок выполнил рисунок в мрачных тусклых цветах - это говорит о плохом настроении или сниженном эмоциональном состоянии.

Счастливый и уверенный в себе ребенок рисует четкие ровные линии, рисует без сомнений. Нерешительный ребёнок обычно для рисования выбирает блеклые, неяркие цвета, линии рисует с плохим нажимом. Если ребенок агрессивен, то во время работы может часто ломать грифель карандаша, сильно давить на него. Мягкий по характеру ребенок будет рисовать много плавных, извилистых линий. Детки с волевым характером наоборот, будут в рисунке использовать углы и четкие прямые линии.

Мама- терапия.

Метод мама-терапии по методу Б. З. Драпкина заключается в том, что мама поле засыпания ребенка разговаривает с ним набором определенных фраз которые дают установку детскому организму на физическое и психологическое здоровье.

Используется методика следующим образом. Через 20-30 минут после засыпания малыша, четко, медленно, ласково читайте фразу за фразой каждого блока. Не стоит менять слова, чем-то дополнять, блок-каждое слово проверено, имеет свое значение.

Пользоваться методикой надо ежедневно. Удержаться от чтения рекомендуется только в тех случаях, когда мама сильно волнуется или плохо себя чувствует.

Первый блок.

Витамин маминой любви

С помощью этих слов мама изливает свою любовь на ребенка.

• «Я тебя очень-очень люблю.

• Ты самое дорогое и родное,что у меня есть.

• Ты моя родная частичка, родная кровинушка.

• Я без тебя не могу жить.

• Я и папа очень сильно тебя любим» .

Второй блок.

Установка на физическое здоровье

При легких недомоганиях помогает избежать применения медикаментов.

• «Ты сильный, здоровый, красивый ребенок, мой мальчик (девочка).

• Ты хорошо кушаешь и потому быстро растешь и развиваешься (эта фраза замечательно работает: у тех, кто мало ест, появляется хороший аппетит).

• У тебя крепкие, здоровые сердечко, грудка, животик (идет установка на отсечение всех психосоматических заболеваний: астмы, сердечных неврозов).

• Ты легко и красиво двигаешься (отсекаются все двигательные нарушения).

Третий блок.

Установка на нервно-психическое здоровье.

• «Ты спокойный мальчик (девочка).

• У тебя хорошие, крепкие нервы.

• Ты терпеливый, ты добрый, ты общительный.

• Ты все хорошо понимаешь и запоминаешь.

• У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться (ограждаем от детских депрессий и целой группы психических нарушений).

• Ты хорошо спишь (эта установка очень быстро начинает действовать). Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие, добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь.

• У тебя хорошо и быстро развивается речь».

Четвертый блок.

Очищение от болезней.

• Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет проблемы ребенка конкретно).

• И заключительная фраза на эмоциональном подъеме:

«Я тебя очень-очень сильно люблю.

Вот эти 4 блока фраз мамы могут внушать своим детям, не боясь им навредить, потому что в них только позитивная установка на хорошее развитие и хорошее самочувствие.

Говорите эти слова вашим детишкам, и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми!

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия»
Опубликовано: 2 февраля 2025 в 16:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Коррекционные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия»» (включая файлы) размещена пользователем Важенина Татьяна (УИ 1399245) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД