Анастасия
Игры и упражнения на развитие распознавания и контроля эмоций детей
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры : психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом - злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердито выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Публикация «Игры и упражнения на развитие распознавания и контроля эмоций детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения : в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Ход игры : если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей, предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек в месте с ним и спрячьте.
Этюд «Король боровик не в духе»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание этюда: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
В. Приходько
Упражнение «Доброе животное»
Цель игры : снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Описание упражнения : педагог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
«Звезда»
Задачи:
• Гармонизация межличностных отношений.
• Повышение самооценки.
• Развитие коммуникативной сферы.
• По кругу все участники говорят «имениннику» - комплименты (Ты молодец, ты хороший, ты добрый.)
«Маленькое привидение»
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: превращение в доброе привидение. В зависимости от громкости хлопка ведущего (тихо, громче, громко) ребенок произносит пугательное «у-у-у» в позе устрашения (руки согнуты в локтях, пальцы врастопырку).
«Рубка дров»
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: ребенок рубит воображаемым топором воображаемые дрова с криком «ха!». Это поможет
выходу гнева.
«Толкалки» (в паре).
Цель: обучение способам адекватного выражения гнева.
Содержание: дети встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Руки на высоте плеч и опираются ладонями о ладони партнера. По сигналу начинают толкать партнера, пытаясь сдвинуть его с места. Кто устанет, говорит: стоп!
«Вопрос - ответ»
Задачи:
• Развитие коммуникативных навыков.
• Развитие стремления к добру и вежливости.
• Нравственное развитие.
• Повышение самооценки у детей.
• Повышение фона настроения.
Ведущий беседует с ребятами о словах-помощниках «спасибо», «пожалуйста», «доброе утро», «спокойной ночи», «извините», «будьте любезны», которые называются «волшебными». Далее дети отвечают на вопросы:
• Какие «волшебные» слова ты знаешь?
• Когда их говорят?
• Почему они называются «волшебными»?
• Скажи каждому: «Спасибо тебе, что ты есть!» и улыбнись.
• Вспомни свой поступок, когда тебя поблагодарили.
Варианты задания: просят вспомнить ситуации, когда ему говорили одно из «волшебных» слов: «спасибо», «извини», «доброе утро».
Эмоция «гнев»
Задачи:
• развитие коммуникативных навыков.
• развитие навыков саморегуляции.
• развитие эмоциональной сферы.
• психотерапия агрессивности.
С игроком и другими участниками проводится беседа:
• Что за эмоция (настроение) здесь изображена?
• В каких ситуациях бывает злое настроение - гневное? Изобрази (посмотри в зеркало) и опиши мимические признаки гнева (брови нахмурены, взгляд неприятный, руки
• напряжены, губы сжаты плотно).
• Нравится тебе свое отражение? А вам, ребята?
• Улыбнитесь себе, погладь себя по голове и улыбнись другим.
• Как справляться с гневом?
Далее ребенку предлагается крепко сжать кулачки, а потом разжать и встряхнуть ручки; обхватить себя руками - это поза выдержанного человека; нарисовать свой гнев, а потом разорвать на мелкие кусочки.
«Добрые чувства»
Задачи:
• Развитие эмпатии, способности к сопереживанию.
• Развитие нравственной сферы.
• Развитие коммуникативных навыков, социальной адаптации.
Беседа на тему добра и зла. Обсуждаются вопросы:
• Что значит делать добро?
• Назови добрые поступки и помыслы.
• Как можно помочь другому?
• Что значит «быть хорошим человеком» (это быть каким).
• Расскажи о своем добром поступке.
Эмоция «стыд»
Задачи:
• эмоциональное развитие.
• поведенческая психотерапия.
• нравственное развитие.
• развитие эмпатии.
Беседа о стыде.
• Что за эмоциональное состояние изображено?
• Как догадались? (признаки – глаза опущены вниз, щеки покраснели).
• Изобрази стыд.
• Когда бывает стыдно? (примеры).
• Вспомни, когда тебе приходилось испытывать чувство стыда?
• Что можно посоветовать в таких ситуациях? Стыдно, когда сделал что-то плохое: соврал, разбил что-то, не послушался, обидел. Если это случилось, попроси прощения, попытайся все исправить и не поступай так больше. Старайся заранее подумать о поступке. Хороший он или плохой? Что бы сказала мама? Как надо поступить, чтобы предотвратить неприятные последствия?
Эмоция «радость»
Задачи:
• Эмоциональное развитие.
• Нравственное и половое воспитание.
• Развитие коммуникативной сферы.
Обсуждение эмоции радости.
• Что это за эмоция? (Радость.)
• Как догадались? (На лице улыбка, глаза сияют.)
• Изобрази радость.
• Когда бывает радостно? (Примеры ребят.)
• Что надо сделать, чтобы человек улыбнулся? (Улыбнуться ему, рассмешить, подарить веселый рисунок.)
«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)
Попросите ребенка нахмурится, как:
• Осенняя туча
• Рассерженный человек
• Злая волшебница.
Улыбнуться, как:
• Кот на солнце
• Само солнце
• Как Буратино
• Как хитрая лиса
• Как радостный ребенок
• Как будто ты увидел чудо
• Позлись, как:
• Ребенок, у которого отняли мороженое
• Два барана на мосту
• Как человек, которого уволили
Испугайся, как:
• Ребенок, потерявшийся в лесу
• Заяц, увидевший волка
• Котенок, на которого лает собака
Устань, как:
• Папа после работы;
• Человек, поднявший тяжелый груз;
• Муравей, притащивший большую муху.
Отдохни, как:
• Турист, снявший тяжелый рюкзак;
• Ребенок, который много потрудился, но помог маме;
• Как уставший воин после победы.
«Колечко» (для детей с 4 лет)
Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.
«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)
Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции : «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.
«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)
Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т. д.
«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)
Ребенок рассматривает карточки с изображением различных оттенков настроений и раскладывает их по следующим признакам:
• Какие нравятся;
• Какие не нравятся.
Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.
«Встреча эмоций» (для детей с 7 лет)
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции : та, которая нравится, и та, которая неприятна. Ведущий изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» - это может быть удивление, смех, отвращение и т. д. - и обсудить, как можно «помирить» эмоции.