Нина Меньшикова
Игры и упражнения для развития памяти и речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития памяти и речи
«На лугу». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «На лугу» : Вот коровка на лугу, Говорит барашку: «Му!» А барашек ей в ответ: «Бе, коровушка. Привет! Дружно мы с тобой живём, Травку сочную жуём». Повторите стихотворение вместе. 2. Предложите ребёнку поиграть в игру «Чудесный мешочек» : в непрозрачный мешочек сложите небольшие игрушки животных (разной формы, величины и фактуры). Он должен на ощупь, не заглядывая в мешочек, назвать игрушки. 3. Попросите ребёнка в своё м альбоме нарисовать травку: провести небольшие вертикальные линии, сначала правой, затем левой рукой. Двумя руками одновременно. 4. Предложите помочь барашку пройти по дорожке. Назвать животных, которые ему встретились на пути. Придумать несколько предложений, характеризующих это животное. Например: «Это белка, она живёт в лесу. У неё пушистый хвост и кисточки на ушах. Она делает запасы на зиму из грибов, ягод, орехов» и т. д. «В гостях у собачки». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «Сторож» : Пёс на солнышке лежит, Пёсик солнце сторожит, Чтоб никто его не взял, Не унёс и не украл. 2. Выучите стихотворение «Сторож». 3. Предложите ребё нку произнести скороговорку: Вот идут на задних лапках, Две собачки в модных шляпках. Повторите скороговорку несколько раз, ускоряя темп. 4. Предложите ребёнку поиграть в игру «Что любит кушать собачка», по правилам игры «съедобное – несъедобное» : взрослый бросает мяч и называет слово. Если собаки это едят – ребёнок ловит мяч, если нет – отбивает. Например: редиска, сосиска, апельсин, косточка, морковка, мясо, банан, котлета. 5. Предложите ребёнку обвести и раскрасить солнышко и пёсика. «Черепаха». 1. Предложите ребё нку отгадать загадку: Идет спокойно, не спеша, Пусть видят все – как хороша! Удобна и прочна рубашка, В которой ходит (черепашка) 2. Прочитайте стихотворение «Черепашка» : - Черепашка! Черепашка! Где сейчас твоя рубашка? - Постирала я рубашку, Не хочу ходить неряшкой. 3. Объясните ребёнку значение слова неряха. Попросите его самостоятельно сделать вывод: «Что нужно делать, чтобы не стать «неряхой?» 4. Предложите еще одну загадку: По листочку я ползу, Дом на спинке я везу. (улика) 5. Предложите ребё нку порассуждать: «Чем похожи и чем отличаются друг от друга черепаха и улитка?» 6. Попросите помочь черепахе и улитке проползти по дорожке, проведя аккуратную линию по пунктиру. «В гостях у ёжика». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «Про ёжика» : Страшно ёжику в лесу, Может встретить он лису, Или волка, или мишку, Или зайку шалунишку. Страшно ё жику в лесу: Вдруг он встретит там осу? Или быструю куницу, Или белку – баловницу. Как от них защититься? 2. Предложите порассуждать на тему, как защищаются звери в лесу: ёжик, заяц, белка, волк, лось и т. д. 3. Поиграйте в игру на развитие ассоциаций по следующим правилам: взрослый и ребёнок по очереди называют разных животных и подбирают к ним подходящие по смыслу слова. Например: Ёжик – иголки, колючий. Заяц – морковка, трусливый, быстрый. Лиса – хвост, рыжая, хитрая. 4. Предложите ребёнку помочь ёжику выйти из лабиринта, проведя линию от ёжика к выходу. «Мышки – воришки» 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение» Мышки – воришки» : Крыса на базар ходила, Туфли новые купила. Туфли мышки утащили, Крысу этим огорчили. 2. Попросите рассказать, о чём говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы). 3. Предложите ребёнку прослушать ещё одно стихотворение. Ответить на вопрос: «Чем отличается первое стихотворение от второго?» Мышка в магазин ходила, Сапоги себе купила. Крысы ночью прибежали И один сапог украли. 4. Вместе с ребёнком придумайте название для второго стихотворения. 5. Выучите понравившееся стихотворение наизусть. 6. Предложите ребёнку сосчитать крыс, используя цифры. Обвести и раскрасить крыс с цифрами 2, 4, 6, 8. «Весёлые рыбки». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «Неудачная рыбалка» : У реки бобёр сидит, Рыбу ловит и грустит. В воду лапу опускает, Рыбы тут же уплывают. Видно, хитрые попались, Над бобром в воде смеялись. 2. Попросите ребёнка рассказать, о чём говорится в стихотворении, «своими словами» (без рифмы). 3. Выучите стихотворение «Неудачная рыбалка». 4. Попросите ребёнка назвать рыб, которых он знает. 5. Предложите поиграть в игру по правилам: взрослый называет ряд слов. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если прозвучит название рыбы. Например: - крокодил, сом, сорока, черепаха, карась, щука, сова, бегемот, окунь, яблоко, селёдка и т. д. 6. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рыбок, найти и назвать их отличия. «В гостях у черепашки». 1. Предложите ребё нку отгадать загадку: Под панцирем прочным Живёт не собака Не кошка, не мышка Живёт… (черепашка). 2. Прочитайте стихотворение «Необычный дом» : - Черепашка, черепашка, Ты куда идёшь? Черепашка, черепашка, Ты куда ползёшь? - Я иду к себе домой! - Покажи, где домик твой. – Домик мой всегда со мной! Даже если заблужусь, Дома тут же окажусь! Повторите стихотворение вместе. 3. Предложите поиграть по правилам: взрослый называет ряд слов. Ребёнок внимательно слушает и топает ногами, если прозвучит слово «черепаха». (волк, черепаха, заяц и т. д.)