Наталья Низолина
Игры и упражнения для развития слухового внимания
▼ Скачать + Заказать документы
П р и м е р ы у п р а ж н е н и й.
· «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
· «Послушай, о чем говорит улица». Предлагаем послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Осуществляем зрительный контроль.
· «Узнай шум». Определение на слух бытовых шумов, реально производимых и/ или в записи: звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание бумаги и т. д.
Публикация «Игры и упражнения для развития слухового внимания» размещена в разделах
· «Звуки природы». Прослушиваем вместе с ребенком записи голосов животных и птиц, звучания шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т. д. Соотносим звуки с картинками.
· «Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и т. д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучит.
· «Волшебные коробочки». Подготовим два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3–7). Заполним их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, песком, скрепками, нарезанной бумагой.
Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.
· «Где шумит?». Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).
· «Жмурки с погремушкой». Вначале демонстрируется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
· «Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
· «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.
· «Музыкальные инструменты». Демонстрируем звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т. д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
· «Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» – бубен звенит – свободная ходьба; «дождик» – постукивание по бубну – присесть на корточки.
На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.
· «Поспи и попляши» (муз. Т. Ломовой «Игра с куклой»). Дети стоят в кругу; в руках у одного – кукла. 1-я часть – дети передают куклу плавным движением друг другу. 2-я часть – ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. По окончании музыки он занимает свое место в кругу. 3-я часть – спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной тональности. Кукла просыпается. 4-я часть – «Плясовая». Тот, у кого кукла, пляшет с ней внутри круга, остальные хлопают в ладоши.
· «Грустно или весело закончилась музыка?». Дети учатся различать мажорное или минорное окончание музыки.
· «Мальчики пляшут – девочки танцуют» (муз И. Арсеева). Послушав музыку, дети отмечают, что первая часть – веселая, задорная, под нее будут плясать мальчики. А вторая часть – плавная и нежная, под нее танцуют девочки.
· «Балалайка и гармошка» (муз. И. Арсеева). Слушая музыку, дети определяют, когда играет балалайка, а когда гармошка, затем имитируют игру на этих инструментах.
· «Парад». Дети имитируют движения пехотинцев, кавалеристов, летчиков, моряков и т. д. (в зависимости от того, какая музыка звучит).