Наталья Четина
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи: дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
Публикация «Консультация для родителей „Игры и упражнения для развития фонематического восприятия“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
В системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения.
Цель представленных ниже игр и упражнений – формировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза звуков, дифференциации пар гласных звуков в словах, навыки звукобуквенного анализа.
Игры и задания,
развивающие навыки фонематического восприятия
Упражнение «Назови по порядку»
Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний /ау/, /уа/.
Описание. Взрослый показывает детям картинку, на которой изображены дети, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат дети. Дети отвечают: «Ау!». Взрослый просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой вторым. Аналогично проводится анализ слияния /уа/ при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.
Упражнение «Живые буквы»
Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, ком, лук.
Описание. Взрослый прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.
Игра «Разноцветные картинки»
Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков/а/, /у/ в словах.
Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, улитки, улья, ушек (зайца, щуки,облака, картофеля, глаза, ложки.
Описание. На наборном полотне- красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, а на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки /а/, /у/. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки.
Упражнение «Гласная потерялась»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.
Описание. На магнитной доске-картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:
• с гласными А, И, О;
• со словами: м. к, к. т, к. т.
Взрослый предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются под соответствующие картинки.
Упражнение «Кто скорее?»
Цель: совершенствовать навык слогового анализа.
Речевой и дидактический материал: слова: светофор, перекресток, тротуар, регулировщик, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай; фишки для слогового анализа.
Описание. Взрослый просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками.
Выполняя подобные упражнения дети научатся подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов. Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.
Желаю вам успехов! Только заинтересованность семьи к результатам логопедических упражнений приводит к успешности и поможет преодолеть трудности в овладении родным языком!